Saturday, May 24, 2014

Жанна д'Арк. Свет, камера, мотор!


Предыстория

Я хорошо знаю, что есть такое понятие, как "выгодный сюжет". Когда вы пишите рассказ или сценарий к фильму, и когда потом снимаете по этому сценарию свой бесспорный шедевр, вам стоит обратиться к "выгодным сюжетам".
В эту категорию входит сюжет, например, о философе из Назарета. 
В этом же ряду стоит сюжет о девушке из Домреми. 
Посудите сами, все знают эти истории, все знают, точнее где-то что-то слышали об этих людях. О Жанне д'Арк знают даже дети дошкольного возраста.
Но в чем фишка? Хоть эти истории и хорошо известны, на деле мы практически ничего не знаем о главных героях. Я как-то уже писала об этом в отношении Гамлета. Но режиссерам и сценаристам так повезло не только с Гамлетом. Ну, скажите, разве вы можете утверждать, что знаете, о чем думал Иисус, когда его руки пробивали гвоздями. Что чувствовал Иуда, когда затягивал петлю на шее. Что Христа, к сожалению, распяли, и что Иуда покончил с собой, знают все, но разве этого достаточно?
Теперь вернемся к Жанне, так как эта работа посвящена именно ей. Все о ней слышали. Но даже те, кто читал, изучал, интересовался, мало что знают о ней. 
Известно, что родилась она в деревне Домреми в Лотарингии. Что ее отца звали Жак д'Арк, а мать - Изабеллой. Известно, что где-то в семнадцать лет она покинула отцовский дом и отправилась к французскому дофину сообщить, что по Божьей воле она единственная, кто может спасти Францию. Известно, что почему-то будущий французский король поверил ей и дал войско. Что наряженная в мужское платье Жанна возглавила освобождение Орлеана. Что в одном из сражений Жанна была ранена, но каким-то чудесным образом снова возглавила свое войско уже через два дня... 
...Известно, что Жанну д'Арк сожгли на костре, когда ей было всего девятнадцать лет. 
Но! В этой истории слишком много "почему?" и "как?".
Какие такие голоса слышала Жанна еще в детстве?
Почему дофин Карл доверил неграмотной крестьянке жизни своих солдат и судьбу своего королевства? 
Как она смогла так быстро оправиться после, пусть даже не опасной, раны?
И как смогла слабая девушка привести воинов к победе, когда опытные военачальники, люди, рожденные для войны и выросшие в гуще сражений, проигрывали одну битву за другой? 
Ученые не перестают спорить, кем же была Жанна из Лотарингии: сумасшедшей, фанатичкой, своеобразным военным гением? К сожалению, ответ "она была посланницей Божьей" никак не может считаться научным. 
Дословно нам известен только судебный процесс, тщательно записанный в церковных протоколах и дошедший до наших дней. Но сколько раз редактировался этот документ, пока попал в руки объективных исследователей? Не был ли он переписан в угоду церковным отцам еще при жизни Жанны? Могла ли она проверить его и восстать против явной лжи? (Разумеется, нет.) Как же много вопросов!
В этой истории уже не отличишь, что - правда, а что миф. И как восполнить все пробелы, и как найти ответы на все "почему?" и "как?"? Ученым долго придется думать. 
Но чем больше таких "черных пятен" в истории Орлеанской Девы, тем больше сценаристов, режиссеров и продюсеров попытаются сорвать куш на давно известном всем сюжете. 
На каждое "почему?" каждый режиссер дает свой ответ. Каждое "как?" обыгрывает по-своему.
И из фильма в фильм, из книги в книгу образ Жанны будет меняться в угоду своевольным художникам-постановщикам, и будет служить буйному воображению дерзких режиссеров.
 


Жанна д'Арк в живописи

Как вы уже поняли, моя работа больше посвящена кинематографической трактовке образа Орлеанской Девы (неуклюжее какое-то предложение получилось, но от этого смысл не меняется). Но прежде чем появиться на экране, Жанна множество раз оживала под ударами кисти самых разных художников.
Талантов, стремившихся представить миру свою Жанну, очень много. Поэтому мы посмотрим только самые интересные (на мой взгляд) картины.
Одним из первых изображений Жанны д’Арк можно считать миниатюру 15-го века. Конечно, не стоит надеяться, что сама Жанна позировала автору этой миниатюры, но все же вполне может оказаться, что она имела кое-какое сходство с девушкой, смотрящей на нас с полотна (хотя у меня лично такое ощущение, что нарисованная Жанна смотрит сквозь меня, куда-то вдаль).
Если вы прочитали протокол церковного суда над Жанной (ссылка прилагается), вы сразу же вспомните, что среди прочих отцы-инквизиторы задали Жанне такой вопрос: приказывала ли она делать свои портреты. Жанна ответила, что сама не приказывала делать своих портретов, но в Аррасе видела человека, который держал в руках портрет, на котором она, в полном вооружении, стояла, преклонив колени, перед своим королем Карлом.  
Это, конечно же, не тот самый портрет, который Жанна видела в Аррасе, но все же тот портрет, наверное, был чем-то похож на этот.
И раз уж мы заговорили о портретах, хочу уточнить: вы же понимаете, зачем церковные стервятники задали Жанне этот, казалось бы, не имеющий никакого отношения к суду, вопрос. И, между прочим, не только этот.  
Все расспросы о дереве, под которым якобы собираются феи – попытка уличить Жанну в колдовстве.
Вопрос о письме и трех Папах – попытка доказать, что Жанна, вообразив себя новым мессией, вмешивалась в дела святой церкви.
Вопрос о том, молились ли за нее простолюдины и солдаты – попытка доказать, что Жанна объявила себя святой и заставляла людей поклоняться ей.
И собственно вопрос о портретах. Они же не о портретах спрашивали. В глазах инквизиторов любой портрет, который велела нарисовать Жанна, - попытка дать людям новую икону.
В чем-то они не ошибались. Если портрет Жанны и не стал иконой, то сама она превратилась в символ борьбы за свободу, необыкновенного, но все же не невозможного человеческого мужества и грандиозного патриотизма, способного сделать простую крестьянку победительницей в неравной битве. (А если бы чересчур осторожные отцы-инквизиторы не сожгли ее, скорее всего, не стала бы.)
  
 Жанна д’Арк. Миниатюра 15-го века

А вот еще одно средневековое изображение Жанны, только на сей раз изображение не девы-победительницы, а казни ведьмы.


 А теперь работы самых известных художников, ожививших Жанну на своих полотнах.

Питер Пауль Рубенс

Это краснощекая, суровая Жанна Рубенса. В полном вооружении она стоит на коленях перед распятием, но мне почему-то кажется, что она не молится, то есть, молится, но не совсем. Ее губы сжаты, кровь прилила к щекам, и смотрит она как-то слишком строго. Она как будто пытается заглянуть в глаза распятому Христу, будто пытается узнать, что он решил: кто победит в новой битве.
Что интересно. Во многих фильмах, о которых я буду говорить, есть эпизод, где Жанна стрижет свои длинные волосы, чтобы больше походить на мужчину. У Рубенса же золотые локоны Жанны свободно струятся по доспехам. Будто художник попытался изобразить ее одновременно и мужественной, сильной, крепкой, и красивой, женственной.

Жан Огюст Доменик Энгр

Энгр изобразил Жанну при полном параде и со знаменем. Не удивительно, ведь на этой картине она на коронации Карла. Художник сразу же отметил свое отношение к девушке: нимб вокруг ее головы красноречиво указывает на чистоту и добродетель. Здесь Жанна чем-то напоминает мадонн Возрождения – белоснежная кожа, нежные черты лица, глаза смотрят куда-то наверх.
Что интересно. Здесь изображена коронация короля Франции. Все остальные участники церемонии, которых мы видим на заднем плане, стоят на коленях с опущенными головами. А Жанна стоит гордо, с ровной спиной и высоко поднятой головой. Будто бы она заслужила право не преклонять колен перед королем и гордиться его успехами, как своими.
А вот еще одна довольно своеобразная Жанна.

Поль Гоген

Собственно, эта картина  называется “Жанна д’Арк, или бретонская женщина с прялкой”. Я не очень-то понимаю, что Гоген имел в виду. Может, он хотел сказать, что каждая девушка может стать Жанной д’Арк? Лучше, не буду гадать.

Николай Рерих

А это великолепный триптих Николая Рериха – “Жанна д’Арк”.
Его тоже разбирать не буду. Просто наслаждаюсь.
Теперь несколько работ Германа Альберта Штильке.





Все работы Штильке очень разные. Даже не верится, что он “видит”  так много разных Жанн.То она строгая амазонка, то нежная невеста, которая скорее просит у святых благословения перед свадьбой, чем перед битвой, то она мученица, то озорной воин, которому, может, и нравится честный бой. 
Следующую Жанну можно назвать классической.
Как и многие режиссеры, Пиффорд остриг свою Жанну. У него она получилось немного похожей на мальчика, но какого мальчика!
Пиффорд нарисовал Жанну “черненькой” – с черными волосами и черными глазами. Его Жанна красива, женственна, но что важнее, у нее умные глаза. На этом портрете она словно обдумывает план следующего сражения. В ее глазах светится надежда на победу, но победу ей подарит не Господь, а ее собственный интеллект и полководческий дар.
Место этой девушки не в гуще сражения и не в церкви, а за шахматной доской.  
Я почему-то именно так представляю себе Жанну д’Арк.

 Гарольд Пиффорд

Эта картина называется “Клятва Жанны д’Арк”.

Дж. Э. Миллес

У Миллеса получилось какая-то “девчачья” Жанна. Не случайно она в юбке (и в доспехах!) и волосы ее не острижены. Эта Жанна отлично понимает, что ноша, которую взвалил на нее Господь, ей не по плечу. Она готова расплакаться – Боже, я ведь этого не вынесу! Но постепенно в ее глазах рождается решимость исполнить господню волю.

Картина называется “Допрос Жанны д’Арк”.

Поль Деларош

Жанна Делароша интересна тем, что она… напугана. Жанна не в своей тарелке. В родной деревушке все было так просто, и среди честных, наивных солдат все было просто: Господь послал ее спасти Францию. Но здесь, под пытким взглядом инквизитора-стервятника, Жанна запуталась. Эти люди хотят доказать, что Дьявол, а не Бог, послал ее, и от ее ответов на их запутанные, хитрые вопросы зависит нечто большее, чем только ее спасение – Правда.
Следующая – Жанна д’Арк Чарльза Голди.
Вот уж поистине странная Жанна. У нее обнажены только плечи и руки, но мне почему-то кажется, что она голая. У нее странный взгляд – взгляд домохозяйки, увидевшей своего ребенка на сцене. И руки ее как-то странно сложены: не молится, не проклинает, но именно умиляется чему-то банальному и обыденному.

Чарльз Голди

И все же это замученная, забитая Жанна. Извините за вольность, но мне кажется, что это женщина, прожившая несколько лет в психлечебнице. Теперь она замужем, у нее хорошая семья, уютный дом, но все же у нее остались кое-какие причуды, возможно, она слышит голоса.
А может именно такой была Жанна, когда еще жила в отцовском доме в Домреми, пряла пряжу и прислушивалась к своим таинственным советчикам.
 А вот две работы Эжена Триона.


















Его Жанны будто бы сошли со страниц фентези-романа. При этом  они обе разные.
Первая получилась какой-то напуганной, замученной, невполне вменяемой. Ангел нашептывает ей что-то, но он и пугает ее.
Вторая похожа на диснеевскую Белоснежку, причем даже костюм похожий получился. Только она немного более воинственная и чуточку напуганная.
  
Жанна д’Арк в музыке

Прямо сейчас я слушаю оперу Верди “Жанна д’Арк”. И вот, наконец, настало время перейти к истории о Деве из Лотарингии, сюжет которой меняется из оперы в оперу, из фильма в фильм.
Опера Верди разворачивается между тремя главными героями – Жанной, королем Карлом и отцом Жанны - Жаком д’Арк.
Карл терпит поражение за поражением и решает оставить все не то на божье усмотрение, не то на произвол судьбы. Чтобы оправдаться, он придумывает сон, в котором дева Мария будто бы велела ему оставить меч и доспехи у дуба, в лесу, неподалеку от деревни Домреми. Карл идет туда, чтобы исполнить Божью волю и встречается с Жанной, которая пришла к дубу помолиться и поговорить с Богом.  Увидев ее, Карл не то влюбляется, не то загорается надеждой, и они уходят вместе.
Свидетелем этой сцены становится Жак. Он давно подозревает, что его дочь каким-то образом связана со злыми силами, и спрятался в дупле дерева, чтобы понаблюдать за ней. Теперь Жак убежден, что Жанна продала душу тому, кто с удовольствием ее купил, а именно Дьяволу. Из любящего отца Жак превращается в ярого фанатика и отправляется к англичанам, чтобы помочь им победить нечестивого Карла.
А Жанна тем временем освобождает Орлеан и собирается покинуть короля. Карл ее не понимает. Он любит ее и хочет, чтобы Жанна была его королевой. Тут начинается церемония коронации, и Жанне не удается сбежать. Она хочет скрыться после церемонии, но Карл выводит ее к народу и встает перед ней на колени. Тут появляется Жак и обвиняет Жанну в союзе с демонами. Жанна почему-то молчит, еще и гром гремит в самую неподходящую минуту, и разгневанный народ изгоняет ее, как ведьму.
Теперь ее сожгут. Жанна, закованная в цепи, ждет исполнения приговора, а заодно и молится. Жак следит за ней. И тут только он понимает, что оклеветал дочь. Он освобождает ее, и Жанна кидается в атаку (?!) В бою ее убивают. В час ее смерти небо озаряется тысячами звезд.
Как видите, к исторической Жанне д’Арк этот сюжет никакого отношения не имеет. Жанну в конце даже не сжигают. Но опера все равно очень красивая, впрочем, как и все оперы Верди.
Следующая опера в моем списке – “Орлеанская дева” Петра Ильича Чайковского.
История этой Орлеанской девы чем-то похожа на либретто оперы Верди. Но здесь гораздо лучше раскрыты образы, по крайней мере, понятно, почему герои поступают так, а не этак.
Итак. Тибо д’Арк – отец Иоанны, хочет выдать ее замуж за Раймонда, чтобы уберечь от опасности. Но она должна спасти Францию. Она объявляет, что Бог на стороне ее родины, и отправляется в Шинон к дофину Карлу. А дофин ее не ждет. Он будто бы не помнит, что идет Столетняя война, а только развлекается вместе со своими придворными и возлюбленной Агнесой. Разгневанный рыцарь Дюнуа покидает наследника престола, чтобы разделить участь тех, кто сражается за свободу. Но вдруг дофину сообщают об освобождении Орлеана и о “воинственной деве”, которая привела солдат к победе. По приказу короля Иоанна встает во главе войска.
Надо сказать, что ради победы Жанна дала Богу обет чистоты.
В поединке с английским рыцарем Лионелем Иоанна побеждает, но умудряется влюбиться в него. Лионель тоже влюбляется в Иоанну и переходит на сторону французов.
Но Тибо почему-то решает, что успех его дочери – дело рук нечистого. Когда Карл объявляет ее спасительницей Франции, он объявляет Иоанну служительницей дьявола и спрашивает дочь, считает ли она себя святой и чистой? Иоанна, сердце которой уже отравила любовь, конечно же, не может считать себя святой. Разгневанный народ изгоняет ее.
Казалось бы, теперь можно отдаться радости любви вместе с Лионелем, но не тут-то было. Англичане хватают Иоанну и убивают Лионеля. Теперь осталась только последняя сцена – взойти на костер, но Иоанна слышит голос ангелов, которые несут ей прощенье (интересно, за что?).  В ее руках крест, а душа давно уже летит к небесам.   
Теперь о современной музыке.
Жанне д’Арк посвящена песня группы “Канцлер Ги”“Мой бедный обвинитель”.
Давайте послушаем эту песню, а заодно посмотрим нарезку кадров из фильма “Страсти Жанны д’Арк”, о котором мы потом будем говорить.



Образу Жанны д’Арк очень подошла рок-музыка. Очень многие рок-музыканты посвятили Жанне песни и альбомы. Собственно, из истории русского рока.
Именно Жанне д’Арк посвящена песня группы “Ария”  - “Улица роз”.
Можете послушать, если любите эту группу. Лично я люблю.
Нарезка из сериала Кристиана Дюге “Жанна д’Арк” с Лили Собески в главной роли, о котором мы говорить не будем.



В 2003-ем году рок-орден “Тампль” поставил рок-оперу “Жанна д’Арк”.
Перед нами разворачиваются два параллельных действия – история Жанны д’Арк и заседание церковников, уже в двадцать первом веке, которым предстоит решить – была Жанна еретичкой, или все же она была святой. Как и меня, священников из оперы интересует: как смогла Жанна убедить Карла дать ей войско, как она пришла к победе и что она чувствовала, когда ее несправедливо сожгли на костре.
Здесь очень много интересных персонажей. Святой Михаил приходит на помощь Жанне, и получается так, что он единственный, кто понимает девушку.
Есть отдельный персонаж Война, которая утверждает, что люди просто не созданы для того, чтобы жить в мире.
Антиподом Жанны представлена мать короля Карла, которая советует своему бесхарактерному сыну прекратить военные действия потому, что он слишком слаб, чтобы победить англичан, а Жанна просто еретичка, от которой надо поскорее избавиться.
Вокруг Жанны вертятся несколько мужчин, каждый из которых по-своему любит или ненавидит ее. Это рыцарь Дюнуа, который обожествляет Жанну и называет белым цветком Сен-Дени. Это придворный Де Рец, который желает Жанну именно как женщину. Это епископ Кошон, который и любит, и ненавидит Жанну за то, что она действительно святая и не хочет склонить голову перед церковью. Это сам король Карл, который видит в Жанне единственного человека, поверившего в него и давшего ему сил в кой-то веки действовать не как размазня. И, наконец, это английский воин, который “и шиллинга не даст за всех британских дам”. 
В отличие от оперы Верди, здесь все по канону, и Жанну благополучно сжигают в конце. Но вот что интересно. Ее сжигают не потому, что она ведьма, а потому, что она любит (Святого Михаила, кажется, но инквизиторов это не интересует). Кошон приговаривает ее к смерти, чтобы она не досталась никому, раз не достанется ему. А объясняет это тем, что женщина, чье сердце не свободно, не может быть святой. Идиотизм полнейший, но Жанну все же сжигают. В самый последний момент в игру вступает церковная комиссия Ватикана и объявляет Жанну святой. Хотя это ничего не меняет.
У ног твоих - огня букет.                                                                                                              Вступи, вступи в блаженный хор!
Тебе навеки – двадцать лет.
-Виновна. Зажигай костер.”
-          этими словами заканчивается опера.  
И наконец моя любимая. Жанне д’Арк посвящена рок-опера Генадия Татарченко “Белая ворона” (автор либретто – Юрий Рыбчинский). Партию Жанны исполняла Тамара Гвардцители, а партию ее жениха Жульена – Александр Малинин.
Опера начинается с помолвки Жульена и Жанны.  Жульену “уж замуж невтерпеж”, но Жанна не может стать его женой в сию же секунду. Она обращается к святым Екатерине и Маргарите с просьбой разрешить им с Жульеном стать “мужем и женой – плотью единой” за месяц до свадьбы. Но ничего не получается. Праздник продолжается. И вдруг на помолвку приходит не кто иной, как Столетняя война.
Осада Орлеана. Отчаявшиеся орлеанцы взывают к богу с просьбой послать им деву, которая, по легенде, должна спасти Францию. Англичанам не нравится, что в сердцах французов все еще теплится надежда, и они решают искоренить миф о деве одним очень логичным способом: не оставить во Франции ни одной девушки. Ну, убивать всех француженок точно не стоит, но вот погулять с девушками идея очень даже неплохая. И начинается кошмар. Видя страдания своих подруг, Жанна требует отпустить их. Английские солдаты решают преподать ей урок, но Жульен дает за нее немалый выкуп, только бы его невесту оставили в покое. Но английские солдаты неподкупные, то есть выкуп берут, а дела не делают. И Жанна совершенно случайно убивает двух англичан, которые пытались ее изнасиловать. После этого она бросает родную деревню и идет, так сказать, спасать Францию. Только вот беда, Жульен не понимает Жанну. Бывшие жених и невеста встретятся снова только в конце оперы.
Дальше все идет, как надо. Жанна идет к дофину Карлу, когда тот уже собирался бежать из Шинона, и обещает короновать его. Победы и все такое. Но потом Карлу надоедает война, и когда, после освобождения Орлеана,  Жанна уговаривает его идти на Париж, он прогоняет ее. Непокорная Жанна собирает верных ей людей и идет на Париж. Король и его советники “организуют” поимку Жанны в Компьене и выставляют ее на аукцион. Звучит странно, но все так и было. “Рыночная площадь, на любовь к свободе пониженье цен”, “продается дева Жанна” и так далее. За десять тысяч Жанну наконец покупает кардинал Винчестерский.  
Церковники уговаривают ее отречься, надеть женскую одежду, а мужское платье отдать шлюхе, пожелавшей взойти на костер вместо нее. После разговора со шлюхой Жанна понимает, что ее доброе имя дороже жизни, и отказывается надеть женское платье.
Ее ведут на костер. Здесь тоже ее сжигают не за ересь, а за то, что она белая ворона, за то, что “все кажутся грязными, на фоне ее чистоты”.  
Палач жалуется Жанне, что ей умирать лишь один раз, “ а он себя потом четвертовать, а он себя казнить  всю жизнь обязан”. Жанна спрашивает палача, кто заставил его надеть красную маску, и тот отвечает – святые голоса. Конечно же, под красной маской прячется Жульен. Он убивает свою невесту, а она рада взойти на костер за свободу своего народа.
В самом начале я не случайно сказала, что есть выгодные сюжеты, и что два известнейших таких сюжета – история Христа и история Жанны д’Арк. Жанну часто сравнивают с Иисусом. Потом, во многих фильмах, мы увидим это, но уже здесь можно сравнить рок-оперу “Белая ворона” с культовой рок-оперой Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса - “Иисус Христос – суперзвезда”. Эти два произведения чем-то похожи.   
Есть такая гипотеза, что если бы Христос воскрес во времена инквизиции, его бы сожгли на костре, как еретика. В данном случае его место заняла Жанна из Домреми.  

Жанна д’Арк в кино


И, наконец, кино. Датой создания кинематографа, как известно, считается 1895 год. А первый фильм о Жанне д’Арк был снят уже в 1899-ом. И режиссером этого фильма был не кто иной, как легендарный Жорж Мельес.
"Жанна д'Арк"
год - 1899
страна - Франция
режиссер - Жорж Мельес
Жанна - Жанна д'Альси
Это короткометражный (всего 10 минут) немой фильм. Думаю, его стоит посмотреть прямо сейчас.

 Get Adobe Flash player

Типичный “мельесовский” фильм. По сути это театральное представление, заснятое на камеру, которая находится в положении “господина из партера”, то есть Мельес ставил камеру в самом лучшем месте партера (там, где билеты самые дорогие), а актеры играли на сцене. И хотя это совершенно не “киношный” прием, все же в фильме очень много спецэффектов. Здесь впервые использован прием полета человека с помощью веревки. Для нас это все, конечно, примитив, но для своего времени Мельес был не то, что новатором, - волшебником! Кстати, именно он снимал первые цветные фильмы. Для этого пленка раскрашивалась вручную. Однако именно этот фильм изначально был черно-белым, а раскрасили его в 1999-ом году – в год столетия фильма.
Сюжет… ну, это как краткое содержание книги, слишком краткое. Но в этом Мельеса упрекать нельзя: 10 минут в кино – по тогдашним меркам это был более чем полнометражный фильм. Но уже через пару десятков лет, когда Мельес, к сожалению, уступил свой пьедестал отца кино другим не менее талантливым режиссерам, в моду вошли двух- и более часовые киноэпопеи.
И вот, в 1916/17-ом году один из мощнейших режиссеров немого кино Сесиль Де Милль снял свою эпичную историю о Жанне-Деве.

"Женщина Жанна"
год - 1916/1917
страна - США
режиссер - Сесиль Де Милль
Жанна - Джеральдина Фаррар

Сесиль Милль показал, что прошлое не умирает, но живет для настоящего. Фильм начинается с пламенных слов (титров) о том, что память о Жанне д’Арк будет жить вечно и все такое. Вообще титров в этом фильме многовато, но даже если это портит фильм, то не настолько, чтобы не посмотреть его хотя бы раз за жизнь. Это очень пафосный фильм о патриотизме, героизме и самопожертвовании. Здесь очень хорошо работает свет, и в какой-то момент он создает вокруг головы Жанны ореол святой, такой своеобразный кинематографический нимб.
После дифирамба в честь Жанны мы переносимся в начало двадцатого века.  Французские солдаты находят в окопе ржавый средневековый мечик. И сразу после этого их вызывает командир, и говорит, что кому-то из солдат придется пойти на миссию, которая, естественно “невыполнима”, и что живым этот смельчак не вернется. Надо пройти по минному полю и закинуть бомбу во вражеский окоп, или что-то такое. Солдаты повесили головы - никто не хочет умирать. И вот один из них, за которым мы следили с самого начала, видит сон о Жанне д’Арк.
Пастушка-Жанна живет в Домреми. Но в один непрекрасный день на их деревню нападают английские солдаты. Жители деревни прячутся в роще, но Жанна остается и уговаривает англичан покинуть Домреми. Капитан Эрик Трент влюбляется в нее и приказывает своим солдатам отступить. Но сам задерживается, чтобы насладиться  красотой Жанны. В этот момент единственный солдат, который был в Домреми, бьет его по голове чем-то тяжелым, и Эрик теряет сознание. Жанна прячет юношу на сеновале и ухаживает за ним. С каждым днем Эрик все больше и больше влюбляется в эту маленькую пастушку и вскоре признается ей в своей любви. Жанна бы ответила ему взаимностью, но… Именно в этот самый неподходящий момент Жанне является святой Михаил и приказывает девушке исполнить возложенную на нее миссию.
В следующий раз возлюбленные встретятся в Орлеане. Жанна победит битву, и Эрик Трент попадет в плен. После победы король Карл обещает Жанне выполнить любое ее желание. У Орлеанской Девы целых два желания: освободить Домреми от налогов и освободить Эрика Трента из заключения. Король исполняет оба желания своей воительницы. После церемонии коронации Эрик страстно объясняется Жане в любви, но она томно (ой как томно!) отказывает ему, говоря, что в ее сердце есть место только и только для Франции. Расстроенный Эрик уходит из замка Карла и вскоре находит англичан. Получается так, что именно он помогает англичанам схватить Жанну, и за это ему жалуют титул не то графа, не то лорда.
Плененная Жанна ждет, что ее король пришлет выкуп за нее.  Но с выкупом приходит не король, а епископ. Этот епископ какой-то странный персонаж. Он живет в замке короля Карла и в самом начале пытается угостить дофина отравленным вином. Но Жанна не позволяет Карлу выпить яд, и епископ обвиняет ее в колдовстве. Признаюсь честно, Жанна в исполнении Джеральдины Фаррар настолько экспрессивна, что в этот момент она действительно похожа на ведьму. Но не злому епископу об этом судить. Король изгоняет его. Но позже, когда победы Жанны становятся слишком частыми, а ее авторитет среди народа растет, Карл пугается. Тут-то и появляется предавший короля епископ и его священники.
Итак, епископ хочет выкупить Жанну. Товарищ Жанны по оружию Жак и Эрик Трент тоже участвую в этом аукционе. За Жанну Эрик готов отдать даже свое графство, но у церковников слишком много денег. Продано!  
Церковный суд. Судей Сесиль Милль сделал нарочито непривлекательными, так что сразу ясно, кто тут добрый, а кто злой.
И вот последняя сцена – сожжение на костре. Еще до Эйзенштейна Милль использовал известный нам эйзенштейновский прием – окрашивание одного элемента. Он окрасил огонь в ярко-оранжевый цвет, чтобы нам стало еще страшнее за Жанну. Но за нее не страшно, она патриотка и у нее достаточно мужества, чтобы пережить это.
Тут наш друг-солдат просыпается. Воодушевленный мужеством Жанны, он решает взять “миссию невыполниму” на себя. Конечно, он погибает, но враг разбит, а именно это и нужно солдату.
Сесиль Милль хочет показать, что патриотизм эпохи Жанны д’Арк должен жить и живет в наших сердцах, в сердцах людей совершенно другого века, совершенно другого поколения, но все той же страны. Пусть не Франции – у каждого своя родина, и каждый должен быть готов умереть за нее в нужную минут.  
Это все, конечно, прекрасно, но Жанна Милля получилась какой-то… простой, то есть простушкой. Все, что она делает, получается слишком резко и пафосно.  И вот еще что. На протяжении всего фильма герои называют ее “Дева”, “Жанна-Дева” и все такое (Joan the Maid). Но фильм называется “Женщина-Жанна” (“Joan the Woman”). Мне кажется, есть большая разница между “Maid” и “Woman”. Что этим хотел сказать режиссер, я не поняла.
В 1928-ом году классик не только немого, но и звукового кино, Карл Теодор Дрейер, снимает одну из самых своеобразных и интересных Орлеанских Дев.

"Страсти Жанны д'Арк"
год  1928
страна - Франция
режиссер - Карл Теодор Дрейер
композитор - Оле Шмидт
Жанна - Рене Фалконетти

С самого начала хочу обратить ваше внимание на название фильма – “Страсти Жанны д’Арк”. Явная аналогия с Христом. Значит, не я одна сравниваю два этих “выгодных сюжета”.
Это очень интересный фильм, даже слишком интересный для немого кино. 
Для фильма Дрейер построил грандиозные декорации, в сущности, весь замок, в котором происходит действие, и есть одна большая декорация. Но труд декораторов пропал зря. Режиссер сосредоточился на крупных планах героев. Именно поэтому с экрана передается вся “страсть”, ведь крупный план в кино – план, передающий эмоции.  
Нам показывают только историю суда над Жанной д’Арк. Подробный, длинный, утомляющий суд. И здесь мы снова можем вспомнить протокол, который дошел до нас. В фильме Дрейера, и не только в его картине, этот протокол цитируется почти дословно.
Сюжет пересказывать не стану. Все понятно – суд, приговор, смертная казнь. В отличие от фильма того же Сесиля Милля или других режиссеров, снимавших историю Орлеанской Девы в то время, у Дрейера нет никакого экшна, никакой войны.  То есть нет залпов пушек и кровавой бойни. Но война продолжается. Здесь, в этих холодных белых стенах, идет война кривды и правды, война старых инквизиторских стервятников и праведных отцов церкви, война тех, кто за счет религии набивает карманы и промывает мозги людям, а неугодных сжигает на кострах, и той, что пыталась освободить народ. И эта борьба, которая идет исключительно в душах людей, намного страшнее, чем война стали и пороха.
Вся эта борьба отражается в “лицах действующих лиц” фильма. Умело подобранные ракурсы раскрывают персонажей со всех сторон, в прямом смысле этого слова, и помогают зрителю не заскучать: я повторяю, в фильме нет никакого экшна. Немые фильмы и без того смотрятся тяжело, а тут еще такая психологическая  нагрузка.
Жанна Рене Фальконетти чем-то похожа на Жанну с картины Делароша. Она напугана, почти зомбирована. Видно, что ее уже несколько дней держали под замком в холодной сырой темнице, откуда, по словам церковных отцов, она пыталась бежать. Она устала, она измучена, и с самого начала фильма у нее недостаточно сил, чтобы противостоять этим хитрым, изворотливым инквизитором. Время от времени ее глаза загораются, она дает старым церковникам дерзкие умные ответы. Потом их слово в слово будут повторять другие Жанны из других киношедевров, но здесь, в глазах напуганной Рене Фалконетти впервые эти слова блестят (не звучат - фильм немой) с огненной страстью.
Именно Дрейер первым показал эпизод, который станет обязательным почти для всех последующих экранных историй Жанны из Лотарингии, – сцену с орудиями пыток. Жанне достаточно было только увидеть страшные людские мясорубки, чтобы потерять решимость. И здесь мы невольно вспоминаем, что Жанне, когда ее судили, было всего девятнадцать лет.  
Именно Дрейер впервые показал, как стригут и без того остриженные волосы девушки. И когда тюремщик убирает метелкой отрезанные волосики, на ум приходит миф о Самсоне, и становится страшно за Жанну: вместе с волосами она теряет и жизнь.
Если честно, мне трудно говорить об этом фильме. Мне вообще трудно говорить обо всем, что я люблю, а тут еще и у фильма нет такого сюжета, который можно было бы пересказать. Во всяком случае, кадры из фильма мы уже смотрели (под песню “Мой бедный обвинитель”), так что у вас была возможность оценить художественное решение Дрейера.
“Страсти Жанны д’Арк” особняком выделяется в ряде фильмов о Жанне д'Арк.
Но все же, если бы меня спросили, какой, по-моему, была Жанна, я бы сказала, что в точку попали Виктор Флеминг и великолепная Ингрид Бергман. 

"Жанна д'Арк"
год - 1948
страна - США
режиссер - Виктор Флеминг
Жанна - Ингрид Бергман

Это первый цветной фильм о Жанне, который я посмотрела. И, возможно, лучшая трактовка ее образа.  
Фильм снят по пьесе Максвелла Андерсона “Жанна из Лотарингии”. Здесь довольно подробно описана жизнь и смерть Жанны д’Арк. Она, как и полагается, живет в Домреми, слышит голоса и в один прекрасный день убегает в город к господину Роберу с просьбой, отвезти ее к дофину Карлу. Ее, естественно, никто всерьез не воспринимает. Точнее, никто из солдат. Простолюдины же вспоминают легенду о деве из Лотарингии, которая должна спасти Францию. Они поддерживают Жанну и молятся за нее.
Жанна предсказывает господину Роберу, что прольется кровь французов, и когда ее пророчество сбывается, Робер, наконец-то отвозит ее к Карлу.
Дофин Карл – настоящий подлец, к тому же, возможно незаконнорожденный, если верить тонким намекам королевы-матери. Жанну приводят в Шинон, и здесь ее ждет испытание, которое есть почти во всех фильмах о Жанне д’Арк: дофин меняется одеждой с одним из своих приближенных, но Жанна не склоняет голову перед самозванцем, а падает ниц перед законным наследником. Правда, в один только миг, Жанна подумала, что настоящий дофин – кузен Карла, действительно благородный и смелый человек. Именно он станет первым соратником будущей Орлеанской Девы.
Хотя Карл и не достоин французской короны и не сделал ничего, чтобы получить свое королевство, кроме как занимал деньги у своих богатых и родовитых дядюшек, он все же хочет быть королем. Что сказала ему Жанна, как убедила его дать ей возглавить войско? Нам об этом не говорят. Ясно одно: Жанна идет на Орлеан.   
Как сумела неграмотная крестьянка привести своих воинов к победе?  Жанна Флеминга не делает ничего особенного, она просто воодушевляет своих воинов своим примером. Ах да, чуть не забыла. Жанна приказывает воинам прекратить сквернословить и  исповедоваться перед сражением. Одним словом, делает из своего войска “богоугодную” армию.  
После победы под стенами Орлеана, Жанна коронует Карла и идет на Париж. Но в решающий момент ее король предает ее. Дело в том, что Карл очень падок на золото, а герцог бургундский предлагает кругленькую сумму, только бы заключить перемирие. Отчаявшаяся Жанна покидает Шинон.
Как Жанна попала в плен к бургундцам? Флеминг опускает такие подробности (“Это называется монтаж, дарлинг”). У меня даже было такое ощущение, что в расстройстве чувств девушка сама сдалась врагам. Она все ждет, что король пришлет выкуп за нее. Но вместо короля с золотом приходят церковники.
Начинается суд. Нам довольно подробно показывают, как жестоко обращались инквизиторы и англичане с Жанной. Ее держали закованной в кандалы, а в камере вместе с ней находился стражник-англичанин, который все норовит сорвать с девушки одежду.
Измученная Жанна наконец соглашается отречься от своих голосов и надеть женское платье. Взамен ее должны перевести в церковную тюрьму, где охранять ее будут женщины. Но англичане не держат своего слова.
Вообще весь этот долгий суд, во время которого Жанна успела подать апелляцию папе, римские священники  объявили, что суд этот чистой воды фарс, и вообще много чего произошло, весь этот суд идет по принципу “кто платит, тот и заказывает музыку”.  И приговор здесь зависит отнюдь не от Жанны и ее отречения, но только от воли сильных мира сего.
Утром инквизиторы находят Жанну в камере все еще не переодевшейся в платье. Она отрекается, на этот раз от своего отречения, и ее немедленно ведут на костер. В общем, это подробная, традиционная история Жанны д’Арк.
Ингрид Бергман в роли
Жанны д'Арк
Но здесь удивительная Жанна. Ингрид Бергман сыграла такую Деву из Лотарингии, какая была изображена на картине Пиффорда. Она нежная, хрупкая, невероятно женственная, но одновременно мужественная, решительная, смелая. Мужчины слушают Жанну не потому, что она кричит на них и раздает пощечины направо и налево, что мы увидим в фильме Люка Бессона, а потому, что она умеет разговаривать с людьми. Поразительно, откуда простой пастушке из Домреми такой ораторский дар.
В отличие от Жанны Джеральдины Фаррар, Жанна Бергман не простушка. Она аристократична (если, конечно, в русском языке есть такое слово) и мудра. Действительно, такое ощущение, что ее наставляет кто-то мудрый, как Бог. 
Вот еще кое-какой элемент, который был только в фильме Флеминга.  Жанна заранее знает, что ей недолго осталось жить. Еще до осады Орлеана она дает дофину совет мудро распоряжаться ею, поскольку вскоре она покинет этот мир.  Похоже на историю Иисуса из Назарета, не так ли? Только в отличие от Иисуса, Жанна Флеминга вполне готова умереть. “Я готова погибнуть, но не могу умирать изо дня в день”, - говорит она.

"Жанна д'Арк на костре"
год - 1954
страна - Италия, Фрнация
режиссер - Роберто Росселлини
композитор - Артур Оннеггер
Жанна - Ингрид Бергман

Ингрид Бергман единственная актриса, насколько я знаю, которая сыграла Жанну д’Арк дважды. А случилось это так. Увидев фильм Виктора Флеминга, Роберто Росселлини решил, что именно Ингрид сыграет Жанну в его фильме.
Фильм Росселлини не похож ни на какой другой фильм о Жанне д’Арк. Сюжет… Мне трудно сказать, о чем шла речь, потому что фильм я смотрела на прекрасном итальянском и, естественно, не поняла ни слова.  Все, что я поняла, постараюсь пересказать в двух словах.
Жанна привязана к столбу, вокруг нее бушует пламя. И тут она мысленно переносится на небо, к архангелу Михаилу. Фактически, все, что показывает нам Росселлини, происходит в голове у Жанны. Она вместе с Михаилом переходит из одной залы в другую. Где-то порочные люди насмехаются над ней, где-то праведники принимают ее в свои ряды. В самом начале и в самом конце фильма Жанну окружают ангелы с картонными крыльями, так что отношение режиссера к Деве сразу понятно.
Фильм получился сказочный. Абсолютно не киношный, но волшебный. Во всем – в декорациях, в костюмах, в игре актеров, проскальзывает театральная техника. В фильме очень много  песен, причем зачастую герои даже говорят песней, как в оперетте. Кроме того в фильме слишком много общих планов. Это очень плохо, потому что практически нам почти ничего не показывают (я имею в виду, нам не показывают никаких подчеркнутых эмоций, а мы помним, что эмоциональный план – крупный, но никак не общий).
Я не могу сказать, что фильм мне понравился. Но мне понравилась сама идея показать, что творилось в голове Жанны в последние минуты до смерти. Незнание итальянского, к сожалению, помешало мне узнать, что же происходила в ее голове.


"Святая Иоанна"
год - 1957
страна - Великобритания, США
режиссер - Отто Преминджер
композитор - Миша Шполянский
Жанна - Джин Сиберг

Фильм снят по пьесе Бернарда Шоу “Святая Иоанна”.
Это замечательный фильм с замечательной Жанной и кучей интересных персонажей.
Фильм начинается в спальне короля Карла. Ему кажется, что кто-то прокрался в его покои, и он сердито будит стражу. Но оказалось, что не вор и не убийца потревожил короля. Ему явился призрак сожженной Жанны д’Арк.
После этой прелюдии нам показывают все ту же историю Жанны, которая начинается в Домреми и заканчивается на костре. Сюжет все тот же, что и у Флеминга. Только вот персонажи здесь другие.
Дофин Карл не хочет быть королем. Его дети не любят и не уважают его, жене тоже, собственно, все равно, как ему живется. И Карлу хочется быть свободным от обязанности править королевством. Он уже не молод. У него много своих собственных интересов, а на мнение других ему глубоко наплевать. Потому он может позволить себе щеголять перед придворными в одном халате, без штанов, и позволяет всему двору насмехаться над собой. Когда Жанна объявляет, что сделает из него короля, ему как-то не очень весело. Но, как говорится, власть портит человека. Короновав Карла, Жанна испортила его. Он ведь трус, потому его никто не уважал в Шиноне, когда он был дофином, да и не особо стали уважать после коронации тоже. Устроившись поудобнее на троне, Карл боится потерять его, потому и предает Жанну.
Сама Жанна здесь просто мальчишка. Не потому, что ее волосы острижены “под ноль”, а потому, что она ведет себя, как мальчишка (не мужчина, а именно мальчишка). Перед осадой Орлеана старый солдат Жак спрашивает ее, чувствует ли Жанна себя девушкой. На это Жанна отвечает, что она ненавидит женщин и все, что они делают. Что она хочет быть воином и хочет сражаться.
Жанна Джин Сиберг совсем еще ребенок, ребенок, который не хочет взрослеть. Если бы она жила в другое время и в другой стране, она наверняка пошла бы за тенью Питера Пена в страну Нетинебудет. И чем больше ее мальчишеский задор в начале фильме, тем страшнее видеть этого ребенка повзрослевшим и разочаровавшимся в конце – на суде.
Когда мудрая Ингрид Бергман жалуется своим тюремщикам, что они обманули ее и не перевели в церковную тюрьму, – это одно. Когда маленькая Джин Сиберг сидит на табурете перед святой инквизицией в лице нескольких церковников и плачет, что ее обманули, - это совсем другое. Такое ощущение, что главная жалоба Жанны состоит в том, что с ней поступили нечестно. Ничего, что ее держат в темнице, пытают (а здесь ей не только показывают орудия пыток, но и предлагают “примерить их”), мучают и путают хитрыми вопросами. Но только пусть будут честными. Дети ведь не понимают, почему их соперники жульничают в игре или в жизни.
Этот фильм я тоже не до конца поняла. На русский язык его не перевели, пришлось смотреть на английском, а мое знание английского оставляет желать лучшего. Но что я смогла понять: режиссер создал атмосферу сказки. Жанна и Карл совсем как дедушка и внучка, или внучек.  Только в один момент Жанна выглядит взрослой: когда прощает Карлу свою смерть. 

"Процесс Жанны д'Арк"
год - 1962
страна - Франция
режиссер - Робер Брессон
композитор - Франсис Сейриг
Жанна - Флоренс Деле

В 1962 году Робер Брессон решил повторить опыт Карла Дрейера и снять фильм о Жанне д’Арк, показав только судебный процесс над Орлеанской Девой. Сценарий почти слово в слово повторяет протоколы, которые мы уже читали. Очень много цитат из этого фильма были и у Карла Дрейера, и в других фильмах о Жанне. А фильм Брессона… Как сказать? Он ничем не выделяется.
Как и в фильме Дрейера, здесь много крупных и детальных планов, но режиссера больше интересую руки, ноги, спины персонажей, но не лица. Некоторые сцены слишком быстро прерываются, что на деле деффект монтажа.  Сам процесс больше похож на долгий теологический диспут и очень быстро надоедает.
Флоренс Деле больше похожа на гламурную девушку, сошедшую с обложки глянцевого журнала 60-ых и переодетую в средневековый костюм.
Режиссер пытается держать напряжение, все время подчеркивая факт девственности Жанны. То ей беспардонным образом устраивают проверку, то пытаются лишить этой самой девственности, Как будто в Жанне д’Арк только это и было интересно (хотя фактор, не спорю, важный, но не главный).
В двух словах, фильм мне откровенно не понравился, и я спешу перейти к следующему фильму, настоящему шедевру.
В 1970 году в СССР появляется своя, отечественная Жанна д’Арк.

"Начало"
год - 1970
страна - СССР
режиссер - Глеб Панфилов
композитор - Вадим Биберган
Жанна / Паша - Инна Чурикова

Это должна была быть советская Жанна д’Арк. Но первоначальный сценарий не прошел цензуры. Его переделали, и в конце концов получилась такая история. Паша живет в маленьком провинциальном городке, живет в комуналке, работает на заводе, где играет в театре самодеятельности. Иногда по вечерам ходит на танцы. На танцах она встречает свою любовь, о которой мы говорить не будем. Это, конечно, душещипательная история, но сегодня нас интересует Жанна д’Арк. Как же Паша стала Жанной д’Арк? Очень просто. На спектакль их театра пришел настоящий режиссер. Он увидел Пашу в роли Бабы Яги, и почему-то она ему понравилась. Он предложил ей роль Жанны д’Арк в своем новом фильме, и она согласилась.
Ставший классическим прием “фильм в фильме” здесь получился прекрасно. Две сюжетные линии – жизнь Пашы и жизнь Жанны, которую она играет, совершенно не похожи, и это создает такой контраст, что зритель больше переживает за Пашу. На экране это Жанн д’Арк – мудрая, смелая, железная. А в жизни Паша – девушка, которая никому не нужна (ну, или почти никому).
Из жизни Жанны в этом фильме показаны лишь несколько эпизодов: как она казнила двух дезертиров, суд, молитву перед казнью и, собственно, саму казнь. Но этого оказалось вполне достаточно, чтобы понять какая она – советская Жанна д’Арк.
У Инны Чуриковой получилась совершенно необыкновенная Жанна. Иногда она боится, и тогда превращается в невероятно женственную девушку, и это при том, что Чурикова далеко не самая красивая актриса советского кинематографа. Потом страх проходит, и она становится железной. Такое я видела только в советском кино: актеры "играют спиной”. В первом эпизоде Жанна приказала казнить двух дезертиров, которые испугались боя и сбежали из армии. Потом он вдруг сама расплакалась, потому что ей тоже страшно. И когда один из ее верных военачальников сказал ей, что нужно идти, слезы моментально высохли. Жанна просто повернулась спиной к камере, взяла коня под уздцы и пошла к своим воинам. И в этом жесте – нам показывают ее спину, потом руку в перчатке, которая берет уздечку, - Чурикова умудрилась показать всю силу, все мужество, тот железный стержень, который нужен Жанне, чтобы моментально взять себя в руки и вернуться к своим воинам, как ни в чем не бывало.
Потом эпизод суда. Это совсем другая Жанна. Это не напуганная, почти зомбированная Рене Фальконетти, это не запутавшаяся в конец Ингрид Бергман, это не расстроенная Джин Сиберг и не дерзкая, но глупая Флоренс Деле.  Это чертовски мудрая Жанна. Ее не запутать хитрыми вопросами. Она отвечает спокойно и знает, что права.  Когда она смотрит на судей, им становится страшно. А нам становится понятно, почему они так настойчиво пытались избавиться от нее. В Жанне Чуриковой есть какая-то демоническая сила, хотя она не похожа на ведьму, как Джеральдина Фаррар. Я говорю демоническая, потому что божественную силу традиционно представляют в поднятых к небу голубых глазках, чуть поджатых детских губках, в кротости и всем таком. А Жанна Чуриковой железная (я не случайно повторяю это слово снова и снова: просто другого, более точного эпитета я подобрать не могу).
И сцена казни. Чурикова, с обритой на лысо головой, в дурацкой бумажной короне ведьмы, привязанная к столбу и окруженная клубами дыма, с горящими глазами, кричащая “Дайте мне крест!” – это худшее наказание для любого инквизитора.  
В 1971 году в Венеции Инна Чурикова получила Золотого Льва за эту роль, а Глеб Панфилов получил Серебрянного – за фильм. К сожалению, советским актерам и режиссерам не всегда удавалось добиться признания за рубежом. Ну, Меньшов получил “Оскара” за фильм “Москва слезам не верит”, а больше ничего и не вспомнишь. И меня переполняет какая-то непонятная гордость за Панфилова, который достойно представил советское кино в Венеции на старейшем международном кинофестивале.
Я перечислила уже восемь фильмов о Жанне д’Арк, а снималось их гораздо больше. Но все же самым известным, самым популярным стал уже культовый фильм Люка Бессона “История Жанны д’Арк”. 

"Посланница: история Жанны д'Арк"
год - 1999
страна - Франция
режиссер - Люк Бессон
композитор - Эрик Серра
Жанна - Мила Йовович

Это самая странная трактовка образа Жанны. Во всех предыдущих фильмах Жанна – героиня. Даже у Бернарда Шоу в его “Святой Иоанне”, где образ Жанны подан с определенной долей юмора, она все равно героиня. Здесь Жанна человек, и не самых лучших моральных качеств, если говорить честно.
История такова. Девочка Жанна живет в Домреми и ходит в церковь на исповедь три раза в день! Я так понимаю, священники у них тогда психологов заменяли. Ну да ладно. Она рассказывает священнику, что у нее бывают видения. Она видит мальчика, который говорит ей, что она должна быть доброй и помогать другим. Священни говорит, что не может сказать точно, от Бога ли эти видения, но мальчик этот не советует Жанне ничего плохого, так что можно последовать его совету. Уже в самом начале фильма прекрасная музыка Эрика Серры создает такое ощущение полного счастья и гармонии, что плакать хочется. С малышкой Жанной происходит что-то необычное. Она находит в поле меч, играет с ним, как ни в чем не бывало, потом за ней почему-то гонятся волки. Одним словом мистики в фильме достаточно. После игр в поле Жанна возвращается в Домреми. И как раз в этот самый момент на деревню нападают англичане. Жители действуют по принципу “спасайся, кто может”, и только старшая сестра Жанны остается дома и ждет свою младшую сестру. К сожалению, Жанна приходит слишком поздно. Англичане ворвались в дом. Сестра успевает спрятать малышку в чулане, но ей уйти не удается. На глазах у Жанны, которая естественно подглядывает из чулана, английский солдат убивает, а потом насилует (именно в этом порядке) ее сестру.   Вы представляете, какой это удар для психики и без того странной девочки. Отец отправляет Жанну к дяде и тете в соседнюю деревню.  Там она сидит неподвижно всю ночь, а наутро заявляет, что ей нужно исповедоваться. В церкви она говорит священнику, что ненавидит всех англичан и что не понимает, почему Бог допустил, чтобы его сестру так зверски убили. Священник пытается успокоить ее, говорит, что людям не дано понять божий промысел, но скоро у Жанны будет первое причащение, она вкусит плоти господней, и они с Богом станут единым целым.  Жанна как-то странно понимает слова “станет единым целым с Богом”. Она сбегает из дома, врывается в пустую церковь и говорить Богу: “Мы станем единым целым сейчас!”. У меня такое ощущение, что малышка лет десяти-одиннадцати навязывает Богу свои желания. Впрочем, так оно и есть. Жанна выпивает освященное вино, текущий по ее губам красный сок похож на кровь. Потом он станет кровью.
Проходят годы. Дофину Карлу сообщают, что к нему пришла пророчица, или что-то в этом роде. Перед нами взрослая Жанна. Она какая-то странная. Если в детстве она могла спорить с Господом, то теперь она растерянная, робкая, напуганная, но иногда в ее глазах проскальзывает вся та же сила, а иногда, и довольно часто, она просто срывается и начинает “истерить” по поводу и без повода. Ей все еще является тот мальчик, о котором она говорила со священником.  Только он, как и она, вырос, и теперь больше похож на страшного Иисуса. Во всем, что происходит вокруг, Жанна видит знаки: ветер для нее всегда таинственный, облака плывут как-то не так, весь мир будто подскзаывает ей, что у нее есть великая миссия. Ну, я уже сказала, что в фильме много мистики.
В остальном сюжет повторяет предыдущие фильмы. Испытание у Карла, когда будущий король меняется одеждой на этот раз с одним из своих воинов. Потом осада Орлеана, плен, суд, казнь. Но!
Во-первых, Люк Бессон очень точно ответил на вопрос: как неграмотной пастушке удалось привести французов к победе? Есть такая штука, талант называется, и от него никуда не денешься. Если Жанна не обладает такими явными добродетелями, как красота, женственность, нежность, спокойствие, мудрость, то у нее есть природный полководческий дар. К тому же у нее нет царя в голове, то есть ее не смущает, что будет сложно, что есть возможность поражения и все такое. Не Бог, а ее смекалка подсказывает ей, как можно одолеть англичан в той или иной ситуации. Например, чтобы взять один из военных пунктов англичан, Жанне всего-то и нужно было, что перескочить через деревянный частокол и перерезать одну веревку. Ворота опустились, и французы спокойно вошли, как к себе домой. Или уже при осаде Орлеана.  Вместо того, чтобы подкатить осадную башню к стене и вести долгий бой с солдатами на стенах, Жанна просто опрокинула эту башню на стену и сломала ее. Как все просто!
Во-вторых, у Бессона есть два очень интересных персонажа, которых нет ни в одном фильме о Жанне д’Арк.
Помните, в рок-опере “Жанна д’Арк” ордена “Тампль” была такой персонаж – королева-мать. Здесь вместо нее теща дофина Карла. И она намного страшнее, чем королева из рок-оперы.  
И второй персонаж - внутренний голос Жанны, которого сыграл Дастин Хоффман. Собственно, это он привиделся Жанне в образе мальчика на троне много лет назад. Он был тем парнем, которого я называю страшный Иисус. А в тюрьме он является Жанне стариком.  


Дастин Хоффман в роли Видения Жанны

Он не покидает Жанну на суде, противно комментирует все ее ответы на вопросы инквизиторов, но самое интересное происходит в конце.
Он доказывает Жанне, что никакая она не посланница божья. Что она сама придумала для себя эту роль, потому что ненавидела англичан. Что она навязала свою волю французским солдатам так же, как в детстве навязал ее Богу. Что ветер, облака, меч в поле никак не могут быть знаками. Что Жанна действовала только от своего имени и, честно говоря, сражалась не за Францию, не за короля и не за Бога, а за свою ненависть.
Инквизиторы отказываются исповедовать Жанну перед казнью. И вместо них это делает внутренний голос Жанны. Она признает, что была заносчива, надменна, что перешла границу. И ей становится легко - легко умирать. Ей нужен не духовник, а хороший психолог, и этого психолога она находит в своей голове.
Люк Бессон единственный режиссер, который заставляет зрителя смотреть, как горит тело Жанны. Все остальные ограничивались огнем и дымом, закрывающим лицо Девы.
Жанна-Йовович удивительно живая. Она то отключается, то начинает кричать, то говорит со сталью в голосе, то плачет, бьется в истерике от вида крови, то произносит пламенные речи совершенно без пафоса. Но что бы она ни делала, она живая. Это человек, а не святой с плоской иконы. Именно поэтому она, даже со всеми своими закидонами, интересна и правдоподобна.
Я не скажу, что это лучший фильм о Жанне д’Арк. И ни об одном из ранее перечисленных фильмов не скажу этого. Но все же фильм Бессона стоит посмотреть даже если у вас нет на это времени.

Подытожим. Пока ученые спорят, как все было на самом деле, режиссеры уже дали несколько вариантов ответов на поставленные в самом начале вопросы. Власть кинематографа безгранична. Она воскрешает героев прошлого, переносит зрителя назад во времени и самым наглым образом навязывает зрителю видение режиссера. Именно поэтому я так люблю кино.




No comments:

Post a Comment