Wednesday, November 13, 2013

Мр. Дэвид Уорк Гриффит

Дэвид Уорк Гриффит


Пролог. 
Для начала я хотела бы объяснить, почему именно Вы, господин Отец кино, как вас называют многие умные люди, в том числе и я.
Вы не поверите, но оказывается мы с Вами очень похожи, по крайней мере в каких-то мелочах. Вот смотрите. Вы были редактором местной какой-то газеты, и я была. Вы работали библиотекарем, и я тоже. Вы пытались что-то писать, сочинять, и я тоже этим увлекаюсь. Вы начинали свой творческий путь в театре, и я, представьте себе, тоже. И самое главное: ни Вы, ни я так и не научились (и наверное уже не научимся) писать, снимать, монтировать свои произведения так, чтобы они были хоть чуточку короче. Может быть поэтому меня не дочитывают, а Ваши фильмы так трудно досмотреть до конца.
Ну кто еще может сказать, что он похож на Гриффита?!
Как видите, желание повыпендриваться у меня никак не проходит. Поэтому можно с уверенностью сказать, что реферат мой (если это реферат) больше посвящен мне, чем Гриффиту. Я пишу только от своего имени, не ссылаюсь на авторитетных критиков и историков. Я пишу только и только свое субъективное мнение, с которым вы, конечно, можете не согласиться. Я вашего одобрения и не жду, а просто самым бессовестным образом навязываю вам свою точку зрения и хочу, чтобы вы смотрели разбираемые далее фильмы моими и только моими глазами. Это безусловно очень дерзко, но надежда умирает последней, так что вы можете надеяться прочитать хоть что-то умное в конце.



Немного истории.
Для начала нужно понять, что же происходило в мире в ту эпоху, когда Гриффит вступил в кинематограф.
Ну, в Европе кино развивалось довольно-таки быстрыми темпами. Главными на этом поприще, наверное, можно считать французов, а именно Жоржа Мельеса и его компанию "Star Film". Но и англичане в имели свой кинематограф, уже не говоря о датчанах и итальянцах. (Я не случайно отметила Мельеса. Наверное никто в то время так активно и так успешно не экспериментировал с новым искусством, которое тогда и искусством-то не было, как Мельес. Вообще, вся его продукция оставляет впечатление ребенка, которому подарили новую игрушку. Он с ней забавляется и так, и этак, а в итоге получается что-то настолько интересное, что даже взрослые удивляются!)
Ежи Теплиц
1905 год. В Питсбурге появился первый кинотеатр, так называемый никельодеон. "Никель — это пятицентовая монета (стоимость входного билета); одеон — иностранное слово, звучное, несколько помпезное, а главное — издавна ассоциирующееся с театром, что, по мнению организаторов, придавало всей затее известную степень серьезности. Кинотеатры, где фильм был основной приманкой, а не дополнением к эстрадному представлению, очень быстро завоевали популярность", - читаем мы в книге Ежи Теплица "История киноискусства". Осноателями первого никельодеона были Джон Харрис и Гарри Дэвис. В зале было всего 96 мест, зато фильмы показывали с 8 утра до 12 ночи. Еженедельный доход от этой "конторки" был свыше 100 долларов.
Как видите, дело прибыльное, так что очень скоро по всей Америке открылась сеть местных кинотеатров. Вскоре в США кинотеатров было больше, чем во всех странах Европы вместе взятых. Показывали как французские, датские и итальянские фильмы, так и отечественную продукцию,
Надо сказать, что честностью в то время люди не отличались, и борьба с пиратством началась отнюдь не в двадцать первом веке новым законом РФ против Интернета, который все никак не войдет в силу (хотя, может он и вошел, просто мы не чувствуем). Опытные киномейкеры успешно боролись с новоявленными пиратами. Мельес, например, приклеивал свою эмблему на все, к чему она только прилеплялась. Его примеру следовали  и многие другие режиссеры того времени. Но и пираты не отставали от них.
В Америке дело обстояло еще хуже. Здесь шла настоящая война - патентная. А все Эдисон и его патенты с авторскими правами чуть ли не на все гайки в каждом новом киноаппарате. На одной стороне баррикад воевал так называемый Патентный трест (был основан 1 января 1909 года) под предводительством трех "авторитетных" кинокомпаний - "Эдисон мэньюфэкчуринг компани", "Байограф" и "Витаграф". Против них были так называемы "независимые", которые предпочитали сотрудничать непосредственно с кинотеатрами и некельодеонами. Надо сказать, что прокатчики предпочитали именно продукцию последних. Почему? Да вот почему.
Уверенные в себе компании треста смотрели на кинопроизводство, как на продажу картошки. Они продавали пленку чуть ли не метрами, не учитывая ее художественной ценности, если таковая была. Кроме того "независимым" приходилось несладко в "борьбе за выживание", потому как закон по большей части был на стороне противника. "Независимые" выплывали за счет улучшения качества и количества своей продукции.
Война патентов имела очень неплохие последствия для американского кинематографа. Именно в результате этой "вендетты" и был в 1908 году создан Голливуд. Идея такого "киноштатика" пришла после того, как "независимые" перекочевали из Нью-Йорка в Калифорнию и Флориду - поближе к океану и Мексиканской границе и подальше от агентов треста. Оказалось, что такой "неурбанизированный" образ жизни очень помогает в съемках: до морского берега рукой подать, вокруг великолепная природа и массы "разноцветных", "разнокостюмных" и "разноязычных" людей.
Мак Сеннет

В американском кино зарождются новые жанры, в первую очередь ковбойские фильмы с их посотянным героем Брончо Билли, и комедии, отцом которых является Мак Сеннет. Американское кино наконец-то становится интересным и для житлей Европы.
Также американцы, как я поняла из кнжки Теплица, были первыми, кто догадался использовать крупный план для передачи мимики актеров. Хотя этот трюк англичане использовали еще раньше, все же он почему-то считается амриканским. И именно эта заслуга приписывается Гриффиту, хотя Теплиц утверждает, что крупный план в кино ввел некий Стюарт Блэктон.
Как бы то ни было мы уже подошли к Гриффиту и его месту во всей этой "суете сует".
Надо сказать, что в этом жесточайшем соперничестве Гриффит выступал на стороне "Байографа" до декабря 1913 года. К тому врмени в трестовом лагере случилась перестановка сил. В 1911 году Эдвин Портер покинул "Эдисон компани", так что эта студия перестала играть значительную роль. В "Витаграфе" дирижером был именно тот самый Стюарт Блэктон - карикатурист по профессии. А главными "авторитетами" стали "Байограф" и "Битаграф". Так что можно предположить, как плохо пришлось студии "Байограф", когда она потеряла Гриффита. По крайней мере, мне так хочется думать.
Гриффит пришел в кино в 1907 году и проработал на этом поприще до 1930 года, до открытия звукого кино. За это время - а это, как вы понимаете, 23 года -  он успеет снять очень много самых разных картин, так что мне будет о чем поговорить.

Немного из истории самого Гриффита.

Линда Арвидсон, она же Линда Гриффит
На портрете жена Дэвида Уорка Гриффита. Вместе с ней он играет в какой-то театральной труппе, немножко гастролирует, берет деньги в долг и кое-как сводит концы с концами. Но весной 1907 года актерской парочке, только что вернувшейся из турне, никак работы не найти - мертвый сезон, поэтому другого выхода нет, кроме как постучаться в двери какой-нибудь кинокомпании. Гриффит выбирает "Байограф".
В конце 1907 года "Байограф" выпускал два-три фильма в неделю и успел сформировать труппу из безработных актеров. Актеры работали поденно и получали 5 долларов в день за главные роли и 3 - за второстепенные. Контракта ни с кем не подписывали, зато актеры помогали в работе в мастерских, и зачастую режиссеры записывали их идеи, чтобы потом поставить по ним новую картину. Если идея актера принималась, он получал еще 15 долларов сверх платы.
Неплохо, особенно если учесть, что при всех своих самых разнообразных профессиях Гриффит все же мечтал стать писателем.
И вот в 1907 году вместе с Эдвином Портером Гриффит снимает и снимается в фильме "Спасение из орлиного гнезда" для компании "Эдисон", а осенью того же года он снимется в фильме "Снежное чучело" Мак-Кэтчена, снятом для "Байографа". Дальше Гриффит и его жена играют в фильмах и картинках для мутоскопов для фирмы "Байограф", а к своему жалованию 5 долларов в день Гриффит добавляет еще 15 за сценарии.
Мутоскоп, как вы понимаете.
Через год, весной 1908 года, Гриффит сыграет главную роль в еще одном фильме "Байографа", поставленном Станнером Тейлором, и увидев свою актерскую игру (странно, что он только спустя год увидел себя на экране), решит, что смешон, и навсегда откажется от актерской кариеры. И не зря. К тому времени Мак-Кэтчен уже умер, его заменяли его сын Уоллес, который страстно хотел уйти из кино и скоро ушел, и сценарист Станнер Тейлор, который, однако, как режиссер, не смог проявить себя (если, конечно, ему было что проявлять). Так что "Байографу" был нужен новый режиссер, и уже в июле 1908 года Гриффит выступил в качестве режиссера на съемочной площадке фильма "Приключения Долли". А 17 августа 1908 года Гриффит был приглашен "Байографом" на "пост" главного режиссера компании с окладом 50 долларов в неделю. 
У Гриффита снимались такие звезды того времени, как Джонсон, который впервые сыграл именно у Гриффита, в фильме "Приключения Долли", Флоренс Лоуренс, которую он просто-напросто переманил из студии "Вайтаграф", ее муж Гарри Солтер, который скоро станет помошником Гриффита, Майкл Синнет, который впервые с успехом выступил в картине Гриффита "Мистер Джонс играет в карты", а потом стал известным на весь мир комиком, только под псевдонимом Мак Сеннет (кстати, мы о нем уже говорили, если вы помните), Марион Леонард, жена Гриффита Линда Арвидсон, потом сестры Гиш - Лилиан и Дороти, и Мэри Пикфорд. Всем этим актерам, в отличии от безликих "кинотеатральных" актеров того же Мельеса, приходилось играть крупные планы (которые Гриффит, надо сказать, очень любил), что требовало от них точности и достоверности в самых мелких деталях актерской игры (чуть приоткрытые, или чуть сжатые губы, взгляд и т.д.).
Жорж Садуль
Помимо новой "актерской школы", Гриффит открыл для кино новый тип камеры - камеру-участника. Она везде - и в павильоне, и в натуре, и далеко, и близко. Без тени страха или смущения она преодолевает расстояние и время, она всемогуща и всевидяща, как перо писателя, которое может описать читателю все, что душе угодно.
Сравнение с писательским пером не случайно. И Жорж Садуль в своей книге "Всеобщая история кино", и Ежи Теплиц в книге "История киноискусства" сравнивают Гриффита с представителями "реалистического романа 19-го века". Фильмы Гриффита, как романы, ведь именно такую - романную конструкцию принес Гриффит в кино. "Кино овладело свободой романиста пишущего: «В вихре Вальпургиевой ночи Фауст забыл свои тревоги, в то время как Маргарита томилась в темнице», – и может показать одновременно и наслаждения Фауста и страдания Маргариты", - пишет Жорж Садуль. Хотя Садуль заводит речь о Гете, Теплиц сравнивает Гриффита с Диккенсом и даже приводит такой занимательный пример из истории сотрудничества Гриффита и студии "Байограф":
"Известен спор Гриффита с руководителями «Байографа», которые возражали против слишком «произвольного соединения кадров» в экранизации поэмы Теннисона «Энох Арден» (фильм вышел в 1910 году под названием «Много лет спустя»). Когда режиссер предложил, чтобы после сцены ожидания Анной Ли своего мужа сразу же показать Эноха, выброшенного на берег необитаемого острова, продюсеры воспротивились этой идее, считая, что зрители не уловят связи между двумя сценами.
«Как же можно строить действие такими скачками?» — недоумевали они.
«А разве Диккенс пишет иначе?» — отвечал Гриффит.
«Да, но Диккенс — совсем другое дело, он писатель», — выдвигала новый аргумент дирекция «Байографа».
«Совсем не другое дело, — парировал режиссер, — ведь фильм — это тот же рассказ, только в картинках».
Гриффит был настойчив и не уступал. Вернувшись домой, он снова перечитал Диккенса, а на следующий день предъявил студии ультиматум: дирекция согласится с его замыслом или он уйдет. «Байограф», боясь потерять знаменитого режиссера, уступил, разрешив Гриффиту использовать диккенсовский метод в кино".
Ежи Теплиц "История киноискусства"
В этом сравнении и Гриффита, и Теплица есть немалая доля правды. Если верить Теплиу, а я ему верю, то свою манеру стремительной развязки и хэпиэнда Гриффит унаследовал именно от Диккенса.
Гриффит проработал для "Байографа" с 1908 по 1913 год. Потом он ушел оттуда, и вот тут-то и начинается все самое интересное. Наконец-то он снимет те фильмы, о которых мне есть что сказать.

«Есть много режиссеров, которые могли бы делать такие же хорошие картины, как и я. Но они не хотят так упорно работать - очень утомительно день за днем все ставить и ставить. А это как раз то, чему человек должен научиться, потому что каждый из нас, по существу, не очень-то много знает о своем искусстве. Я и сам очень мало знаю, но надеюсь научиться».
Дэвид Уорк Гриффит


День первый

Посмотрела фильм братьев Травиани "Доброе утро, Вавилон" (1987 г.), где роль Гриффита исполнил Чарльз Данс.
Надо сказать, что образ Гриффита здесь передан великолепно. В этом фильме, по-моему, доминирующим фактором является сценарий, продуманный до мелочей. Травиани очень хорошо уловили суть такого режиссера каким, я надеюсь, был Гриффит, и очень верно его расписали. Хотя мистер Гриффит и не является главным героем фильа "Доброе утро, Вавилон", все же интереснее всего смотреть именно на него.  И если Гриффита как-то можно показать в кино, то он будет таким.
Я сделала пару вырезок из фильма, чтобы вы увидели Гриффита в интерпритации Травиани.






День второй

Не удержалась и посмотрела фильм Джовани Пастроне "Кабирия" (1914 г.), который так впечатлил Гриффита. Мдааа, ну что сказать, черного слоника заметила, он действительно хорош. Вообще декорации в фильме красивые. 
Сам фильм... Как бы это сказать? Он очень пафосный, очень монументалный (другого слова просто не найти), при чем монументальный во всех отношениях - декорации, костюмы, число действующих лиц и массовки, титры, сам сюжет, который заворачивает то в одну сторону, то в другую, как настоящий лабиринт, и придает фильму какую-то ненужную затянутость (ох, как легко мне сейчас критиковать один из самых лучших фильмов за всю историю мирового киниматографа!). Еще не могу не заметить (я же все-таки с театра начинала), что фильм сделан "по-театральному". Здесь почти нет крупных планов (по крайней мере они не запомнились). Доминируют общие планы и сцены, где все действующие лица расставлены с геометрической точностью, как в театре, на сцене. Но даже если смотреть с этой точки зрения, в фильме есть несколько повторяющихся ошибок, как раз из области театра. Актеры слишком часто оказываются спиной к камере (зрителю), а иногда начисто загораживают друг друга. Это режет глаз, поскольку фильм оставляет впечатление отснятого на черно-белую пленку спектакля. 
Я, конечно, понимаю, что пустые слова никого не интересуют, и что я должна привести подтверждение своих дерзких выпадов. Но вряд ли вам понравятся десятисекундные вырезки из фильма.

День третий

Снова не удержалась и посмотрела "Нетерпимость" (1916 г.). Что в этом предосудительного? Да ничего, просто если следоваь хронологии, то нужно было начинать с "Рождения нации". Ну да ладно, у меня еще полно места, чтобы поговорить об этом фильме. А сейчас "Нетерпимость"!
В общем Гриффит свое слово сдержл. Он снял фильм в триста раз лучше "Кабирии" Пастроне (если не во все четыреста). "Нетерпимость", как мы знаем, провалилась в прокате, и ясное дело, почему: не каждый может высидеть три с половиной часа в кинотеатре. Но все же это шедевр!
Кадр из фильма "Нетерпимость"

Помнится я где-то читала, что Гриффита сильно критиковали за "заумность" сюжета, который прыгает между четырьмя эпохами. Я с этой критикой не согласна. Уже в самом начале фильма Гриффит буквально разжевал основную идею своего фильма и положил в ротики зрителей. Его титры такие подробные, к ним даже примечания даются: не дай бог, зритель о чем-то сам не догадается. Если говорить о титрах, надо сказать, что они буквально пропитали весь фильм пафосом. Но не так грубо и навязчиво, как в "Кабирии", где пафосным было все - от игры актеров до декораций, - а мягко, не навязчиво. В тексте все время так или иначе мелькало слово "нетерпимость" (например: "колыбель нетерпимости", "борец с нетерпимостью", "нетерпимые уговорили", "нетерпимость готовила ловушку" и т.д.). Иногда в титрах появлялась плохо скрытая ирония (например: "Господи, спасибо, что я лучше других", "Эти червяки не хотят брать меня в жены", "Обнаглевший от старости наемник..." и т.д.). 
Что примечательно. В отличии от текста, видеоряд был абсолютно непафосным. Наконец-то я увидела реалистичную актерскую игру безо всякого утрирования и преувеличения. И накоец-то кино полностью оторвалось от театра. В "Нетерпимости" я увидела киномышление, умелое сочетание планов, всю "киношность" сценария и все приемы, которые собственно и создают кино. Здесь отлично работает каше, которое, как биноколь, следует за героями, здесь работает свет, то скрывая декорации в темноте, то разворачивая их перед нами, здесь вам и параллельный монтаж, и детали, и коллекция отличнейших крупных планов, которых так не хватало в "Кабирии". Вообще операторская работа здесь шикарная! Некоторые кадры просто отпечатались на сетчатке моих глаз и, надеюсь, никогда не сотруться. 











Подборка кадров из фильма "Нетерпимость"

Обратите внимание на то, как реалистично игрют актеры и как выгодно подобраны ракурсы.

Убили и имена главных героев (что правда, то правда): Милашка, Парниша, Кареглазка, Желанная, Дядя с Двумя Мечами (!), Мушкетер Трущоб. 
Сюжет, как я уже сказал, до невозможности "киношный". Переход от одной эпохи к другой происходит с плавностью и железной логикой (почти как в репортаже). К сценарию была сделана шикарная "раскадровка", так, чтобы ничего не забыть - ни одной детали, ни одного крупного плана, ни одного общего - я как-то зациклилась на крупных, но ведь и общие планы у Грффита шикарные.
"Гриффитовский" трюк: сначала картина течет очень медленно и неторопливо (если не считать того, что некоторые кадры были чересчур короткими, и их было много. Я не придираюсь, просто из-за этого очень часто вскакивала на стуле после очердного резкого перехода к титрам), а к концу, когда решается судьба главных героев (особенно Парниши, потому что если из истории мы знаем, чем закончились "страсти Христовы", то о нем в учебниках ничего не написано), темп ускоряется, сюжет прыгает от одной истории к другой, все происходит быстро, динамично, напряженно. И что интересно: три из четырех историй закончились трагично, но четвертая, та, которая больше остальных относится именно к нам, имела счастливый конец. Лучшего способа дать людям надежду после стольких ужасов просто  быть не может.
Кадр из фильма "Нетерпимость"
Единственное, что - по-моему - себя не оправдало - линия матери у колыбели. Я все ждала, что с этой колыбелью что-то произойдет. Иначе говоря, "чеховское ружье" выстрелит. Но оно не выстрелило, видно его забыли зарядить. Я конечно понимаю, что это символика и все такое, но если Гриффит снимал колыбель в голубом свете только как символ чего-то - начала, добра, любви и я не знаю еще чего, - то не стоило показывать ее так часто, как бы все время напоминая нам, что в фильме есть еще и колыбель с мамой - Лилиан Гиш, о которой ни в коем случае нельзя забывать. А почему нельзя, если ни с этой колыбелью, ни с этой матерью ничего не случилось?!
Я сказала "в голубом свете" и вспомнила. Еще одна фишка Гриффита. Цветовая гамма сцен все время меняется, и это не случайно. Красный здесь символизирует кровь, огонь, пожар. Синий - то чистоту Христа, то холодную жестокость персидских захватчиков. Зеленый - болезненную атмосферу перед Варфоломеевской ночью - одним из самых страшных преступлений, которое совершили люди перед самими собой. Фиолетовый - то веселье, томное ожидание чего-то, то страх.

Давайте посмотрим одну сцену из фильма. В этой сцене мы впервые знакомимся с Милашкой.


Какая прекрасня девушка, онa как настоящая (хотя oна и есть настоящая!). На деле я просто хочу, чтобы вы обратили внимание на игру актрисы. А еще титр: "Милашка". Я сначал не поняла, что это имя героини, и что нам ее просто представляют. Мне показалось, что Гриффит просто "комментирует" девушку. Я представила его в своей шляпе с сигарой во рту, долго прикуривая и растягивая слова: "Милашка!". Она действительно очень милая. ;)
Теперь посмотрим на эту вырезку.


Все-таки Гриффит очень грамотный режиссер. Посмотрите какая академическая точность. Титр: "Девушка с гор" и т.д. Потом мы видим группу людей, среди них и девушку. Сразу возникает желание "подойти" поближе. Камера "слушает и повинуется", и мы видим только девушку. Потом нам крупным планом показывают ее лицо, чтобы мы могли "поглазеть", и только потом действие продолжается. 

 Мне очень интересно, как могла "Кабирия" вдохновить Гриффита на "Нетерпимость"? С "Кабирией" я могу провести здесь только одну параллель: монументальность некоторых сцен в Вавилоне (ну еще и слоны). А так в остальном даже огромное количество массовки не делает фильм хоть сколько-нибудь похожим на творение Пастроне. Вообше нужно признать, что у Гриффита отдельный талант снимать общие планы и управляться с большим количеством статистов так, чтобы сцена не выглядела беспорядочной, а была аккуратной и привлекательной.
Ваши апплодисменты, дамы и господа.


День четвертый

Кадр из фильма "Рождение нации"
Сегодняшнее кино - "Рождение нации" (1914 г.). Если бы я следовала хронологии, то этот параграф мы бы уже давно прошли. Тем более, что по мне этот фильм больше подходит для сравнения с "Кабирией", с которой все начиналось. Почему? Да потому что эти фильмы "одногодки". Еще они хороши для сравнения, потому что совершенно друг на друга не похожи. Даже несмотря на весь пафос названия - "Рождение нации" (и именно нации, ну надо же!) - фильм совершенно непафосный, не то что "Кабирия".
Мне как-то трудно раскладывать этот фильм по полочкам. Понравился? Не очень. Но он меня подкупил своей живостью,
Кадр из фильа "Рожение нации"
непосредственностью и абсолютной честностью. Когда снимаешь исторический, или почти исторический фильм о своем народе, так трудно удержаться от соблазна выставить все в несколько ином свете, показать, что мы - представители этой-то нации - лучше, чем другие, мы таки белые, пушистые, гуманные, ну прямо ангелочки. А Гриффит удержался. Его фильм действительно об Америке и американцах, потому что здесь Америка вся - с черными рабами, с балами, танцами, любовью, войной, злобой, насилием, неуважением к чувствам других и наоборот, со всем американским рассизмом и мнимой демократией. Мне совершенно понятно, почему этот фильм имел такой успех в Америке и почему он был запрещен к показу в некоторых европейских странах.

Кадр из фильма "Рождение нации"

Фильм ужасно рассистский, при чем во всех направлениях (я ненавижу черных! я ненаижу белых!). И все это сопровождается той ужасной, присущей только и только человеку, злобой, когда негры бьют негров, за то, что те не голосовали за негров, потому что предпочли хоть чуточку воспитанных белых "хозяев" неграм. Я сказала фильм рассистский, но на деле он антирасситский, потому что после трехчасового "акта рассизма" у вас на глазах вам уже не захочется быть рассистами. Фуф, какой-то абсурдный вышел абзац, ну да ладно.
(Абзац-пояснение. Такое отношение Гриффита к Войне Севера и Юга понятно. Не будем забывать, что изначально семья Гриффита была очень даже обеспеченной, но все потеряла после того, как отец Гриффита впутался во всю эту историю. ПОсле этого семь с трудом сводила концы с концами, подсчитывая скудный бюджет - зарплату старшей сестры Дэвида Мэгги, которая была учительницей. Надо сказать, что именно она дала разностороннее образование будущему королю Голливуда, что позволило Гриффиту с раннего возраста зарабатывать себе на хлеб. А теперь представьте, что бы было, если бы не было этой самой антирасситской войны в истории человечества. Правильно, молодому Гриффиту не пришлось бы перебиваться в поисках случайного заработка, он бы выучился в каком-нибудь престижном колледже, стал бы каким-то весьма посредственным, а может очень даж неплохим адвокатом и, правильно, не снял бы своих шедевров. Да! Я в каком-то смысле за Войну Севера и Юга.)
Еще фильм снят очень по-американски. Образ благородного президента обязателен, впрочем как и образ Христа. Вот две отличительные черты, по которым можно отличить американский фильм от неамериканского. Хотя лично мне очень понравился образ солдата, опирающегося на ружье и заглядывающегося на Элси. Вот настоящий американец.
А еще фильм "гриффитовский". Я уже научилась их различать. И не потому, что Гриффит первым делом пишет свое имя, нет. Просто у него уже есть пара вечных фишек, которые зачастую превращаются в недостатки.
Во-первых, опять он пишет о чем этот фильм в самом начале. Ну зачем? Неужели мы такие тупые?!
Кадр из фильма "Рождение нации"
Во-вторых, сюжет до невозможности затянут. Если бы мне дали кинопленку и ножницы, я бы сделала из "Рождения нации" максимум двухчасовой фильм, и, поверьте, он бы ничего не потерял.
В-третьих, у Гриффита есть странная манера перед каждой сценой давать титр, а потом только видеоряд. Например: "Линч делает Элси предложение". А потом Элси и Линч доолго разговаривают, пока он наконец сделает ей предложение. Это тоже ужасно раздрожает.
В-четвертых, в титрах слишком много исторических фактов и пояснений ко всему этому. Тем более, что титры очень быстро "убегают" от зрителя, все равно прочитать ничего не успеваешь (или просто я слишком плохо знаю английский).
И в-пятых, у Гиффита постоянно герои стреляют, явно промахиваются, но почему-то попадают в яблочко. Но это уже просто придирка.


Кадр из фильма "Рождение нации"
Кадр из фильма "Рождение нации"























День пятый

"Сломанные побеги" (1919 г.). Ну что сказать? Сказать, что фильм плохой, не могу, просто не имею права. Сказать, что не понравился - тоже не совсем правда. А сказать, что понравился - это уже откровенная ложь.
Лилиан Гиш в фильме "Сломанные побеги"

Ну начнем с того, что "Сломанные побеги" сильно отличается от "Нетерпимости", хотя здесь, как и в других своих фильмах, Гриффит использует одни и те же - "гриффитовские" - фишки и приемчики. Но в "Сломанных побегах", во-первых, нет и намека на какую-либо монументальность, а во-вторых, фильм получился очень нежный. Здесь, как всегда, отличная операторская работа, хотя и не такая яркая, как в той же "Нетерпимости", и прекрасная актерская игра (хоть и с некоторыми "но").
Кстати, о "но". Говорят, что когда после похвалы следует многозначительное "но", оно перечеркивает все сказанное выше хорошее и ласковое. В моем случае это не так, однако у меня тоже есть свое "но".
Кадр из фильма "Сломанные побеги"
Я уже точно знаю, что у Гриффита плохая привычка в самом начале фильма писать все самое главное, а потом только начинать показывать историю, чтобы у зрителей с самого начла не осталось никаких вопросов. В данном случае фильм начинется с титров, в которых повествуется о том, что в наш гуманный век никто не бьет своих детей, как это делал отец Люси, но своим грубым поведением и злыми словами мы, порой, причиняем большую боль, чем если бы дрались. Мораль не трудно разуметь, так что можно идти домой, не досмотрев картины. Но! Если бы Гриффит стер все, что написано после "но", впечатление от фильма в целом получилось бы намного сильнее. Вообще с титрами Гриффит прогадал. Их слишком много! Такое ощущение, что можно выключить полтора часа отснятого материала, за минуту просмотреть титры и все будет понятно. То же самое я наблюдала в фильме Степана Рийе "Пражский студент", который, однако, был снят ранее (1913 г.). Разве нельзя было научиться на ошибках коллеги? Зачем было в очередной раз держать зрителей за идиотов, перемалывать весь сюжет титрами и заботливо совать им в ротики?! Тем более, что из-за титров часто страдал видеоряд. Страдал в том смысле, что режиссер слишком полагался на титры, тогда как мог добавить пру эпизодиков, которые сделали бы видеоряд "вкуснее" и насыщеннее.


Например. В одном эпизоде в кабаке боксер на вопрос менеджера "Опять ты здесь?" отвечает "А что еще мне делать, цветочки собирать?". Потом идет титр: "А Люси так любит цветы". Потом кадр, где Люси покупает рыбу, но засматривается на цветы, на которые у нее нет денег. Титр: "Денег не хватает", и т. д. и т. п. А теперь представьте, что титра "Люси любит цветы" нет. Вместо этого после титра со словами боксера мы видим Люси, нюхающую цветы, потом ей под нос суют вонючую рыбу. Мы видим туповатое, добродушное, улыбающееся лицо китайца-продавца, который явно ничего плохого не хотел, когда разрушал недолгую иллюзию девушки. Люси берет рыбу и уходит, или бросает прощальный взгляд на цветы, пересчитывает оставшиеся монеты, вздыхает и уходит. И все понятно! Вторых титров о том, что денег нет, тоже не будет. А то получается, как в известном мультике: 
"Это титры. В них написано то, что и так понятно"

Ладно, теперь о видеоряде. Фильм длительностью в полтора часа совсем малюсенький по сравнению с "Нетерпимостью" или "Рождением нации". Но сюжет здесь какой-то до боли в глазах и пояснице затянутый. Сцены развиваются слишком медленно, и несмотря на то, что актеры прекрасно играют, а мисс Лилиан Гиш (исполнительница главной роли) даже явно переигрывает, фильму не хватает динамики и напряженности. Например, в сцене где мы впервые видим Люси и ее отца вместе, ну прямо хочется, чтобы он ее ударил, а то все грозится, но ничего не делает.

"Трюк с улыбкой"
Кстати, в одном эпизоде Гриффит использовал один и тот же трюк с улыбкой дважды. Потом он использует его еще, а потом еще и в конце. Вот в конце это было "шедеврально", но в одной сцене повторясться, по-моему, не стоило.
Чего еще не стоило делать:

  • Использовать "гриффитовскую" фишку - перекрашивание пленки в разные цвета. По-моему фильм бы лучше смотрелся без этого. 
  • Каше, так любимые абсолютно всеми режиссерами того времени, тоже совершенно лишние. Вместо того, чтобы фокусировать внимание зрителя на конкретном объекте, здесь они просто раздрожали. 

Напряжение в фильме появляется только тогда, когда зритель начинает сомневаться в добрых намерениях китайца. Помните тот момент, когда он с ненормальным лицом зловеще надвигается на спящую девушку? Но нет, "в Багдаде все спокойно". Зато после этого эпизода начинается очень динамичная и напряженная развязка. Конец шикарный, тут уж не к чему придраться. Правильно говорят, конец - делу венец. После этой концовки я готова была зачеркнуть все, что написала в начале, НО не сделаю этого, потому что тогда моя работа будет неполной.

День шестой

На сегодня -"Путь на восток" (1920 г.). Ой, ну что сказать, почему-то мне с каждым разом все труднее и труднее разбирать фильмы Гриффита. А если честно, понравился.
Помню, я где-то читала, что после провала "Нетерпимости" в прокате у Гриффита была депрессия, что он отснял парочку сереньких фильмов и удалился на покой. Тогда я еще не смотрела ни одного фильма Гриффита и поверила на слово. Но теперь с этим мнением можно не согласиться.
Фильм очень милый. Правда, история, описываемая автором, очень трагична, но местами фильм становится до невозможности романтичным, а местами до умопомрачения смешным. Ну скажите, разве может человек в депрессии поставить так много смешных сцен и придумать так много забавных персонажей? Если да, то мне остается только поапплодировать. Вообще у Гриффита юмор отличный. Я его подметила еще в "Нетерпимости", но здесь... Теперь я знаю, с чего начинались "Том и Джери". В подтверждение своих слов предоставляю вам этот эпизод.



А еще в этом фильме я зафиксировала судя по всему новую находку Гриффита. В эпизоде вечеринки режиссеру надо было показать, что человек поет. Конечно в титрах можно привести текст песни, но что же делать с музыкой? И как обычно, все гениальное просто - ноты! Я даже представила, как половина зала, в детстве занимавшаяся сольфеджио, запела вместе с персонажем.
И, как всегда, из фильма в фильм, Гриффит переносит свои фишки, трюки, одним словом почерк. Цветовая гамма меняется, в самом начале нам заботливо объясняют все самое главное и надеятся, что фильм научит нас хоть чему-нибудь. И конечно же после бурной развязки следует довольно затянутая концовка, динамичная сцена спасения и в будущем традиционный для американского кино хэпиэнд, унаследованный из "Нетерпимости". Кстати, заметьте, что в "Рождении нации", которая появилась на экранах до "Нетерпимости", как вы помните, тоже была сцена спасения, но окончилась она плачевно. То есть можно сказать, что спасение плюс хэпиэнд начинаются с "Нетерпимости" и переходят в "Путь на восток" (я не имею в виду спасения и хэпиэнды ковбойских фильмов, потому что это элементарно: какой ковбой без хэпиэнда?).
Постоянство Гриффита проявилось вот еще в чем: роль Анны исполняет Лилиан Гиш, она же Элси из "Рождения нации", она же Люси из "Сломанных побегов", она же мать у колыбели из "Нетерпимости".


Подборка кадров из фильма "Путь на восток"

Вообще все фильмы Гриффита отличаются отличной операторской работой

День седьмой

В конце нашей фильм-недели в плейлисте остался только один фильм - "Сиротки бури" (1921 г.). Этот фильм называют последним шедевром Гриффита, и с этим можно согласиться. 
Здесь Гриффит делает самый настоящий "невидимый монтаж", то есть монтаж, который совершенно (в моем случае - почти) не режет глаз и совсем не дает о себе знать. Многие приемы гриффитовского невидимого монтажа унаследовал современный Голливуд (см. фильм "Киномонтаж"). 
В этом фильме Гриффит смонтировал ряд "черезвычайно крупных" планов лиц персонажей, что было неслыханным делом  для тогдашнего зрителя. Из-за них продюссеры взбунтовались против режиссера, аргументировав свое негодование следующими словами: "Зритель платит в кинотеатре деньги, чтобы видеть актера в полный рост, а не малую часть его лица". Аргумент конечно дурацкий, и к счстью Гриффит не послушался их, в результате чего мы имеем отличную находку в фильме "Сиротки бури". Эти крупные планы я не привожу здесь, но вместо этого предоставляю вам ряд скриншотиков из фильма, собранных, естественно, по моему вкусу.








Подборка кадров из фильма "Сиротки бури"

Я хочу наконец-то подытожить свое впечатление о Гриффите. Но перед тем, как я скажу о нем массу всего хорошего, что, безусловно относится и к этому фильму, я хочу перечислить те недостатки, которые мой "глаз-алмаз" подметил после двух с половиной часов, проведенных вместе с героями этого последнего фильма.
Опять двадцать пять! У Гриффита снова слишком много никому не нужных титров. Я не понимаю, это у них мода такая была - недооценивать зрителя? Но что еще бесит в этих титрах: в них слишком много предсказаний. Например: "Это Робеспьер, и он отправит Генриетту на гильотину". Все, нам раскрыли тайну концовки в самом начале. Наверное в отличии от меня, Гриффит не любил сюрпризы. 
Потом вот еще что. В самом начале в титрах подробно написано кто кого играет. Но имен главных героинь в этом списке "почетных гостей" нет. Потом нам показывают длиннющие начальные титры, в которых подробно описано что, где, когда и почему. После этого не менее длинный сюжет о том, как новорожденная дочь графини - Луиза, оказалась у отца Генриетты. На наших глазах девочки вырастают, Луиза слепнет, Генриетта заботливо ухаживает за ней. И тут, когда мы уже успели войти в "мир фильма" и больше не ожидаем подвоха, нам показывают титры, что мол Луизу играет Дороти Гиш, а Генриетту красавица Лилиан Гиш. Ну зачем? Зачем так грубо разрушать иллюзию? Зачем буквально за волосы вытягивать зрителя из его нового мира, в которм он собирался прожить два с половиной часа. Даже странно, что такой грамотный режиссер, как Гриффит, делает такой шаг. Эх! Все мы люди грешны, и даже режиссеры.

P.S. Зато сестрички Гиш, особенно Лилиан, играли великолепно! 

______________________________________________________________________________

Итак, Дэвид Уорк Гриффит.
Как я успела заметить, Гриффит любит мощные истории. Сюжет должен быть интересным, описывать судьбу многих персонажей, он должен быть поучительным и должен воздействовать на зрителя. Как режиссер сам писал в титрах, таких фильмов, как "Рождение нации" или "Путь на Восток", "Если этот фильм изменит что-то в душе зрителя, значит мы не зря его сняли". Правда зачастую стремление описать как можно больше историй и деталей чересчур затягивает сюжет и делает его немного скучным, но вот в чем особенность Гриффита: его развязка всегда донельзя динамична, а конца ждешь с нетерпением (например: "Нетерпимость", "Сиротки бури").
Гриффит любит хэпиэнды. Правда, не во всех его фильмах "все хорошо, что хорошо кончается", но все же хэпиэнды ему по душе: надо же людям давать хоть какую-то надежду.
Гриффит любит колоритных персонажей. Конечно не всем суждено быть главными героями, однако режиссер знает, что колоритные второстепенные персонажи придают фильму особенную прелесть. Он продумывает их до мелочей, и вкладывает в их уста интересные слова, так, чтобы подчеркнуть всю индивидуальность персонажа.
Гриффит любит добрых персонажей. Зачастую он показывает злой, жестокий, гнусный мир, но в этом ужасном мире увеличительное стекло его киноаппарата всегда находит добрых и преданных людей.
У Гриффита отменное чувство юмора, которое иногда переходит в плохо скрываемую, ехидную иронию. В любом случае все делается с отменным вкусом.
Гриффит любит хорошую операторскую работу. У него работает все - ракурс, свет, каше. Кадр должен быть красивым, тогда зрителю покажется, что у него отлично "наметанный глаз".
Гриффит не потерпит плохой актерской игры. Где-то я вычитала такое выражение: "В кино надо не играть, а быть". Примерно по этой же формуле работает Гриффит со своими актерами.
Гриффит любит свое дело, он любит своего зрителя, заботится о нем, и это видно по тому, как старательно он снимает свои фильмы.


Лилиан Гиш
«Он вдохновлял нас своей убежденностью в том, что мы работали в среде, которая была достаточно мощная, чтобы оказывать влияние на весь мир».   
«Это правда, иногда я называла его Дэвид, но, несмотря на это, я всегда думала, г-н Гриффит. Он был рожден генералом. Его голос был голосом команды. Был резонансным, глубоким и полным». 
Лилиан Гиш

No comments:

Post a Comment