-По почерку сейчас можно узнать характер!
А.Н. Островский
“На всякого мудреца довольно
простоты”
Да, да, и еще раз да! По почерку можно определить характер
человека. И этим “обыкновенным чудом” занимается наука графология.
Графология
– от греческого “grapho” – пишу и “logos” – учение, то есть наука о письме.
“Галопом
по Европам”: очень краткий исторический очерк
Появилась графология не вчера и не сегодня, а аж в античные
времена. И с тех пор до наших дней она прошла долгий, но не очень активный путь
развития, который принято делить на четыре этапа:
1. элементарные
эмпирические наблюдения;
2. создание
классической теории;
3. экспериментальные
исследования;
4. формирование
научных основ графологии.
Первыми графологами были древние греки. Связь почерка и
личности отмечали Аристотель, Дионий Галикарнасский, Теофраст и другие. А
римский историк Светоний был одним из первых, кто поставил “диагноз” по
почерку. Характеризуя императора Августа и подчеркивая его скупость, Светоний
отмечал, что Август “писал слова, ставя
буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками”. Можно сказать,
что это первое графологическое исследование, дошедшее до наших дней.
В 1622 году итальянец К.Бальдо написал книгу “Рассуждения о
способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму”, с которой начался
первый - ”преднаучный - этап развития
графологии.
В 18 – 19 вв. Интерес к графологии возрастает в Италии,
Франции, Германии и России. Не только Островский, у которого я заимствовала
эпиграф к реферату, знал о связи почерка и характера. Графологией
интересовались такие писатели и ученые, как Гете, Шекспир, Дарвин, Дюма-сын, Жорж
Санд, Вальтер Скотт, Эдгара По, Чехов и другие. Не знаю, у кого Гете учился
графологии, но ему принадлежит такая вот цитата: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями
его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на
себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и всё, с
чем нам приходится соприкасаться».
Но все же основателем графологии, как науки, считается Ж.-И.
Мишон. Именно он ввел термин графология. В 1871 году Мишон попытался
систематизировать характерные черты почерка.
Он был убежден, что графически выраженный и графологически оцененный
признак однозначно приводит к тому или иному свойству личности. Мишон отмечал
необходимость использования графологии в судебных экспертизах, и сам
неоднократно привлекался к следствиям в качестве эксперта для установления
авторства.
Дело Мишона продолжили Фландрин, Жамен, Веринар и др. Жамен
пытался обобщить и систематизировать графологические наблюдения, изложить
графологические законы. Он считал, что человек не может изменить свой почерк,
что меняются только некоторые его детали. "Если
графолог, - писал он, - избегает
показать какую-нибудь выразительную черту своего почерка, он, скрывая ее,
обнаружит другую." По мнению Жамена существует такое понятие, как
национальный почерк, а каждое поколение имеет свой почерк. (Интересно, в таком
случае каков национальный армянский почерк и каков почерк нашего поколения?)
В конце 19 и начале 20 века в истории графологии наступает
классический период, который связан с именами немецких ученых - Лангенбруха,
Буссе, Прейера, Майера и особенно Л.Клягеса.
Лагенбрух толковал почерк с помощью так называемого “компаса”
почерка, в котором определенное направление движений в почерке связывается с
конкретными чертами. К примеру поднимающаяся строка, по мнению Лагенбруха,
свидетельствует о душевном подъеме, а падающая, напротив, об упадке, большой
разгон – показатель расточительности, малый – жадности и т.д.
Прейер, который собственно был биологом, изучая вопросы
физиологии, психологии и патологии почерка активно экспериментировал над
письмом под гипнозом. Он внушал
человеку, находящемуся под гипнозом, что он хитрый, или наивный, осторожный,
или опрометчивый, и заставлял писать под диктовку. В результате в каждом случае
получался совершенно разный почерк, который ничуть не был похож на настоящий
почерк испытуемого.
Майер приписывал поверку и характеру свойство врожденности и
установил, что особенности характера проявляются не столько в конфигурации букв, сколько во второстепенных деталях почерка, в
число которых входит так называемая “линия
в себе”.
Клягес исходил из того, что характер человека отображается в
любых его движениях. Почерк представляет собой фиксированный след движений и в
нем должен отображаться индивидуальный характер человека. Внутренние импульсы
человека могут быть распознаны по таким параметрам движения, как скорость,
сила, ритм и т.д. Клягес считал, что природа каждого признака почерка
двойственна (позднее графологи признали её многозначной), а каждый признак
имеет негативное и позитивное значение. Клягес ввел понятие "уровень форм", в основе
которого лежит общий ритм. Уровень форм является общим критерием для
определения содержания индивидуального характера, к которым он относил силу
воли и внутреннюю энергию. Ритм, согласно Клягесу, - принцип организации мира, а такт – подавление ритма, подчинение его собственным
законам.
К началу 20 века, ввиду накопления значительного
теоретического багажа в областях психологии и физиологии, на смену
эмпирическому этапу приходит экспериментальный.
Малеспин является создателем графографии. Проводя
эксперименты по определению так называемого
“веса почерка”, он определил своеобразие для каждого пишущего человека
графограммы – графологической кривой нажима. По графограмме можно определить
силу воли, упорство, эмоциональность пишущего. Но графограмма зависит от очень
и очень второстепенных факторов, например от такого фактора, как ручка, которой
писал испытуемый. Создание фломастеров и
маркеров в большой степени снизило
значимость графограммы.
Развитию графологии в какой-то мере помогло и кино. С помощью
киносъемки удалось выявить “законы
движений”. Эксперименты Заудека в
30-ых годах послужили толчком для экспериментальной вспышки в немецкой
графологии. Экспериментальной разработке был подвергнут сам механизм письма - скорость, нажим,
цикличность движений, степень сознательного участия в письме, взаимозависимость
отдельных признаков. Ученым удалось получить интересные фактические данные,
касающиеся скорости письма, индивидуальности характера, нажима, зависимости
между наклоном, размером и связностью букв.
Большой вклад в развитие экспериментальной графологии внесла
Визер. Она изучила почерки более 700 преступников и подтвердила вывод Ламброзо
о возможности выявления преступных наклонностей по почерку.
В СССР изучением почерка занимался Зуев-Исаев. Как и Прейер,
он проводил эксперименты с людьми находящимися под гипнозом, во время которых
были проверены многие графологические законы. Кроме того Исаев выявил
графологические характеристики сферы отношений человека с социальной
средой.
Однако за исключением исследований Зуева-Исаева, других работ
в области графологии в Советском Союзе не было. В годы сталинизма, как и многие
интересные науки, графология была объявлена ненаучным, реакционным направлением
буржуазной теории. Советскими властями был принят вердикт, что “..графология широко используется буржуазной
юстицией для оправдания произвола и беззакония, для борьбы с коммунистами и
другими прогрессивными людьми буржуазных государств...". Уж в чем
“вожди народов” усмотрели связь произвола и графологии, не знаю, но такие тогда
было времена. В результате работы Зуева-Исаева остались чуть ли не единственным
фундаментом для графологов стран постсоветского пространства. Был бы сам Исаев
рад, если бы узнал об этом, или нет, я тоже сказать не могу.
Графология 19 и первой половины 20 века характеризуется
субъективным подходом. В результате формировались произвольные толкования связей
между признаками почерка и свойствами личности, или проявления признака с
какой-либо одной причиной. Зачастую один и тот же признак у разных авторов
соответствует разным чертам личности: например, крупный почерк - тщеславие
(Зуев-Инсаров), истерия (Тайлард), внушаемость, нерешительность (Афанасин).
Сегодня графология – отрасль криминалистического знания,
изучающая характер человека по его почерку.
Графология
для “чайников”: доступно, но непросто*
(*Весь
этот раздел взят с графологического сайта Светланы Сибирской, на котором можно
найти статьи, видео и анализы автора, а также работы по графологии других
авторов. )
Люди, привыкшие иметь дело с текстами, или просто любящие
читать, почти на полном автомате просматривают все тексты, попадающиеся под
руку, даже если это старая статья на пожелтевшей от времени газете, в которую
вы завернули ваш сегодняшний завтрак.
Графологи, наверное, тоже на полном автомате просматривают
попавшиеся на глаза рукописи. Просто в отличие от нас, простых смертных, они
читают не то, что написано, а то, как это написано.
Ничего невозможного нет, так что мы тоже можем научиться
этому, хотя никто не обещает, что будет легко. Но чтобы ненароком никого не
запугать, лучше сразу перейду к делу.
В первую очередь следует научиться сразу отмечать признаки
почерка. Признаки группируются по классам, каждый из которых относится к
определенной сфере личности. Этих классов девять: форма, нажим, размер,
движение, непрерывность, направление, организация, однородность, поведение
линии.
·
Форма – выражает
представление личности о своем месте в этом мире.
·
Нажим – запас
врожденной внутренней энергии.
·
Движение – динамизм
личности, скорость психических процессов.
·
Степень
непрерывности движения – уровень
последовательности действий.
·
Категория направление
распадается на наклон и направление строки. В целом направление
отражает распределение движения во времени.
·
Наклон – движение
эмоций, а направление строк –
целостное распределение энергии.
·
Организация
текста на бумаге – наличие тяготения к прошлому/будущему,
сознательному/бессознательному.
·
Однородность
почерка – степень постоянства
различных аспектов личности или постоянство/изменчивости личности в целом.
·
Под поведением
линии подразумевается распределение нажима по линии письма.
1.
Размер
почерка: “Я и мир вокруг”
Размер почерка отражает видение человека себя по отношению к
окружающему миру вообще и человечеству в частности.
Точка, от которой можно отталкиваться – это почерк 3 мм. Он
отражает равное видение себя по отношению к окружающему миру. Если почерк
больше, или меньше уже понятно, что человек имеет либо завышенную, либо,
соответственно, заниженную самооценку. Кроме того размер почерка может показать
вовлеченность человека в дела общества. Большие буквы – признак человека общественного, маленькие – индивидуалиста (например, я
индивидуалист).
Кроме того следует обратить внимание на среднюю зону почерка.
Большая средняя зона свидетельствует
о целостном восприятии. То есть, человек смотрит на вещи поверхностно, но зато
охватывает все – у него целостный взгляд.
Маленькая
средняя зона - показатель некоей скрупулезности. Человек изучает
конкретную проблему глубоко, во всех деталях (к примеру, мой почерк свидетельствует именно об этом).
Есть еще и так называемый средний размер, то есть восприятие вещей и людей у обладателя
данного почерка умеренное, детально-целостное. Что-то вроде золотой середины.
2. Наклон
букв. Эмоциональный барометр
Наклон почерка отражает эмоциональное состояние автора.
Однако это очень опасный признак, потому что наклон почерка показывает не
только глобальное эмоциональное состояние человека, но и сиюминутное. Так что
этот показатель следует принимать во внимание только в комплекте с другими и
только тогда, когда человек писал в спокойной обстановке, а не, скажем, под
дулом пистолета.
Правый
наклон – направление в будущее, к внешнему миру. Человек с правым
наклоном почерка независим, им владеет разум, он стремится к будущему и уверен
в своих силах. Кроме того он способен выразить свои эмоции, имеет свободу
мысли. (Наклон моего почерка примерно такой.) Но все эти замечательные качества
можно приписывать человеку, почерк которого имеет “умеренный” правый наклон, то
есть где-то 45 градусов наклона по вертикали. Если наклон 50 градусов и более,
то это уже “висящий” наклон, который символизирует совершенно другое
эмоциональное состояние.
Чрезмерно
правый наклон – наклон предельно эмоционального человека. Такой человек
очень чувствителен и зависит от окружающих людей, потому что впитывает их
настроение. Он хочет знать все об окружающих его людях, вплоть до бестактного
вмешательства.
Левый наклон – направление в прошлое, во
внутренний мир. Такие люди тяготеют к уединению и отстраненности, как будто
ставят барьер между собой и внешним миром, возможно именно поэтому имеют
трудности в адаптации к определенным ситуациям. Они редко проявляют свои
эмоции, потому что считают это неуместным. Чрезмерный
левый наклон (больше 10 градусов влево) может быть показателем
подавленности, боязни будущего.
Вертикальный
наклон – показатель независимости. Люди с таким наклоном (то есть
90 градусов по отношению к горизонтали) не фиксируются ни на внешнем мире, ни
на внутреннем: эти два мира у них сбалансированы и сосуществуют вместе. У
человека с таким наклоном почерка хороший самоконтроль, он привык надеется
только на себя, легче работает один, чем в команде. Такой человек хорошо контролирует
свои эмоции.
Смешанный
наклон, когда наклон меняется от правого к левому, называют также и
гибким. Такой человек хорошо
понимает окружающих, но вместе с тем может быть нерешительным. Если колебания
наклона почерка слишком явные, то такой человек склонен непредсказуемому поведению. У него слабое
самообладание и переменчивое поведение.
3. Нажим. Запас
энергии
Нажим показывает количество внутренней энергии человека,
которая необходима для любой деятельности – как физической, так и
психологической. Количество этой энергии
– в принципе, постоянный показатель, который выражает врожденную составляющую.
Интересно то, что правильным считается тот нажим, при котором
линии, идущие сверху вниз, должны быть более вдавлены, чем линии, идущие снизу
вверх.
Очень
тяжелый, жирный нажим – внутренняя энергия такого человека просто
“зашкаливает”. Но все же таким людям нужно много времени для отдыха, чтобы
восстановить такое количество энергии.
Сильный
нажим – такой человек активен и лучше всего действует в энергетически
затратной среде – либо физической, либо эмоциональной. Такого человека,
конечно, не устроит монотонная, спокойная жизнь, ему нужны физические и
эмоциональные напряжения.
Качества, присущие человеку с сильным нажимом:
·
неделикатный,
резкий, грубый;
·
не внушаемый, ценит свое мнение, вплоть до подавления
окружающих;
·
уверенный в себе, решительный, самовлюбленный, смелый;
·
энергичный,
активный, работоспособный;
·
толстокожий,
реалистичный, прагматичный,
практичный.
Средний-умеренный
нажим – золотая середина, и действительно золотая. Такой человек
может долго работать физически и интеллектуально, не уставая слишком рано и не
нуждаясь в слишком долгом отдыхе для восстановления. Он настойчив, но
деликатен, внушаем, но горд, имеет собственное мнение, но оно не является
догматом, воспринимает мир в уравновешенном идеалистическом и реалистическом
контексте, в общем, равновесие во всем.
Слабый
нажим – у таких людей мало энергии, поэтому они зачастую
отказываются от физической деятельности и предпочитают умственную. Как и людям
с переизбытком энергии, им требуется долгий отдых для восстановления сил.
Качества, присущие человеку со слабым нажимом:
·
деликатный;
·
внушаемый,
управляемый;
·
осторожный, боязливый, неуверенный в себе;
·
не очень работоспособный: такому человеку требуются
перерыве в работе;
·
тонкокожий,
утонченный, идеалистичный.
Очень
слабый нажим – у таких людей слишком мало врожденной энергии. Они могут
использовать бездействие, как уход от проблем, но даже при этом им требуется
продолжительный отдых.
·
Дополнительные типы нажима
Ложный
(исправленный) нажим - бывают
случаи, когда человек, написав слово, возвращается к отельным буквам и
дописывает их, тем самым исправляя места, где нажим слабый (у меня, кажется,
тоже есть такая привычка). Такой исправленный нажим свидетельствует о волнении,
неуверенности, страхе, желании исправить, дополнить. Такая характеристика
зависит от других параметров почерка и от общего уровня развития личности. Это
либо жулик (о боже!), концентрирующий внимание на второстепенных вещах, либо
слишком осторожный и внимательный человек.
Внезапная
интенсивность нажима на отдельной букве или штрихе - внезапные и нелогические усиления нажима на
отдельных буквах говорят о наличии сильных чувств и эмоциональных взрывах. В
частности это характерно для подростков. Можно попытаться вникнут в символику
слишком подчеркнутых букв, например, это может быть буква, на которую
начинается имя дорогого человека. Если это буква “я”, то у обладателя такого
почерка сильные чувства по отношению к себе, своему месту в мире и
обществе.
Нажим
увеличивается в конце слов – автору нужно во что бы то ни стало подчеркнуть свою
точку зрения, иногда даже слишком эмоционально и агрессивно.
Переменчивый
нажим по всему тексту – у такого человека переменчивая сила воли, он
капризен, страдает от внутренних противоречий, со стороны может выглядеть
постоянно раздражительным.
·
Сочетание нажима с другими характеристиками
Нажим
сильный разборчивый почерк - это означает, что человек
достаточно свободно выражает себя, знает себе цену, знает как вести себя и
представить себя обществу. Умеет использовать свою психическую энергию с
пользой. Спокойный и волевой
Легкий
нажим с ровными буквами - логический ум, рациональное мышление, высокое развитие моральных качеств, обязательности и дисциплинированности.
Умение разрабатывать новые идеи и тонко
чувствовать ситуацию.
Легкий
нажим и большие округлые буквы - несколько слабовольный человек, неагрессивный, альтруист и склонен
к сотрудничеству. Лишен эгоизма, стремится
помочь людям, способен идти на контакт, выше всего ценит человеческие
отношения.
Слабый
нажим плюс неровные строки плюс неразборчивое написание отдельных букв - личность с малой инициативностью, не
способный к волевым действиям. Это очень деликатный человек в отношениях с
другими, склонный излишне переживать критичные замечания в свой адрес.
Сильный
нажим в подписи и слабый в тексте - явный внутренний конфликт. В душе
чувствительная натура, но желает выглядеть в глазах окружающих крепким и
жестким. Поэтому человек может вести себя иногда жестко, что не соответствует
его внутреннему ощущению. Он может обидеть, а потом долго переживать.
Сильный
нажим в заглавных буквах и аббревиатурах в тексте - энергичный
человек, творческие или руководящие
способности.
Средний по
силе нажим плюс равномерное распределение - личность уравновешенна.
Вдумчивый и волевой человек с
самообладанием способностью к
глубоким привязанностям.
Импульсивный
нажим - импульсивный,
порывистый, впечатлительный, неуравновешенный человек. Противоречивые
желания, периодические вспышки энергии.
Неспособен к систематическому
труду. Работоспособность носит условный характер.
Очень
слабый и неравномерный нажим - неуверенность в себе, склонность к
постоянным колебаниям,
неспособность решиться на что-либо
определенное. Склонность мучить себя.
Приступы страха и опасений, часто не
имеющих под собою реальной почвы.
Аккуратный
почерк плюс правильное чередование толстых и тонких линий - такой человек часто занимает подчиненное положение,
при котором ему требуется большой самоконтроль. Часто такой человек с недостаточным воображением или неспособностью выразить собственное мнение.
Очень зажатый, боязливый, скрывающий собственное мнение на положение вещей, или
не имеющий такового.
Корявые
буквы, а человек еще не очень пожилой - корявость
говорит о нервозности, поспешности и часто о неспособности к глубокому мышлению.
(Извилистость букв является
симптомом крайней неврастении или другого
подобного расстройства нервной системы, связанного с ослаблением контроля над моторикой.) Такое часто встречается у стариков, поэтому важно знать
возраст, чтобы правильно диагностировать. Для нестарого человека этот признак
является знаком распутного и беспорядочного образа жизни.
4.
Направление
строки. “Вот, новый поворот”
Присматриваясь к строке во время графологического анализа,
следует учитывать направление и форму строки. Направление строки символизирует
распределение психической энергии человека во времени. Если вы не поняли,
объясню на человеческом языке: направление строки показывает стиль поведения
человека в той или иной ситуации.
Прямая
горизонтальная строка – обладатель такого почерка уверенный и устойчивый к
влиянию окружающих человек. Он тщательно продумывает все свои действия,
аккуратен, организован, дисциплинирован, чувства держит под замком. Но надо
сказать, это довольно скучный тип, так как он лишен спонтанности и свободы
самовыражения.
Опускающаяся строка – при такой строке, как и при поднимающейся,
надо учитывать градус спуска. Но в любом случае такие строки предупреждают о
подавленном состоянии человека, о физической или эмоциональной усталости. Если строки слабо опускаются, то обладатель данного почерка неуверенный в себе
человек, он легко поддается влиянию окружающих, легко расстраивается из-за
мелочей, легко падает духом при появлении любых препятствий, осторожен и
критично относится к новшествам. Если строка опускается резко, то мы имеем дело с полным пессимистом, который
ничего хорошего от жизни не ждет, крайне критический относится к любым
начинаниям, вдобавок еще и плохо контролирует эмоции и все время страдает от
своего мрачного настроения и самоощущения.
Поднимающаяся
строка – мы натолкнулись на оптимиста, доброжелательного,
честолюбивого, восторженного, энергичного и беспокойного человека, который
легко приспосабливается к новой обстановке, верит в светлое будущее и свободен
в самовыражении. Если строки поднимаются
под большим углом, то это не просто оптимист, а неисправимый оптимист, чьи
суждения плохо продуманы. Но это не мешает ему будто летать по земле и
по-своему быть счастливым.
Скачущая
строка – обладатель этого почерка крайне не уверен в себе, на него
действует абсолютно все, вплоть до погоды, поэтому его поведение и настроение
постоянно меняются. У такого человека возможны эмоциональные взрывы, все его
усилия избегать конфликтов, а он их тщательно избегает, сводит на нет его
эмоциональность. Такой человек импульсивен и ненадежен.
Ступенчатая
строка: каждое слово направлено вниз – это очень ранимый человек, к
тому же пессимист, но он старается избавиться от своего пессимистического
настроя (подозреваю, что это именно моя строка).
Ступенчатая
строка: каждое слово направлено вверх – этот человек задира, и даже если
кому-то или чему-то удастся дать ему отпор, он вскоре снова начнет задираться.
Параболическая,
выпуклая строка – такой человек легко загорается новой идеей, берется
за нее с энтузиазмом, но очень скоро теряет интерес и забывает свою затею. Его
легко воодушевить, только стоит ли? Ведь он все равно не доведет до конца
начатое дело.
Вогнутая
строка – это полная противоположность предыдущего случая.
Обладателя подобного почерка трудно уговорить взяться за что-то, но если он
взялся, то закончит начатое дело с блеском.
Прямая
линия, последние слова сжаты – такой человек способен точно
оценить свои возможности, а значит, практически не знает границ. У него есть
склонность доделывать начатое в последний момент.
Последнее
слово в строке поднимается – энергичный, уверенный в себе человек с большим
запасом энергии, который тяжело переживает неудачи, но всегда находит силы для
победного рывка.
Последнее
слово в строке опускается – такой человек находится в состоянии уныния. Его
легко выбить из колеи, любое препятствие кажется ему непреодолимым, а потому и
становится таким. Он бросает начатое дело, потому что в последний момент
принимает решение уйти в сторону.
5.
Интервалы
между строками и словами. “Я умываю руки”
Интервалы между строками и словами показывают вовлеченность
человека в дела внешнего мира, в дела общества. Причем, интервалы между
строчками показывают сознательный выбор человека – то, к чему он стремится и
старается достичь, а интервалы между словами – степень неосознанной внутренней
потребности быть вовлеченным в дела окружающих.
Поскольку у нас графология для “чайников” (ведь я сама дальше
этой стадии вряд ли продвинусь), то мы рассмотрим только четыре основных
варианта интервала между строками и словами.
Вариант первый: интервал между строками широкий, между словами тоже
широкий.
Человеку хорошо наедине с собой, да и сам он не стремится
быть вовлеченным в дела общества. Он легче работает в одиночку и, как правило,
отказывается от совместных предприятий. Даже если он берется за “общее дело”,
то не отдается ему всей душой. Ему легче реализовать себя через свои
собственные занятия.
Вариант второй: интервал между строками широкий, а между словами – узкий.
Подсознательно человек интересуется делами общества, ему
хочется быть вовлеченным в них. Но
сознательно он себя отгораживает от внешнего мира, возможно из-за какого-то
отрицательного опыта. (Похоже, что мой почерк тоже такой.)
Вариант третий: интервал между строками узкий, а между словами – широкий.
Внутренне такой человек может быть холодным, но показывает он
всем теплоту и доброжелательность. Ему было бы хорошо и наедине с собой, он сам
может себя занять. Но он преодолевает себя и старается выказывать участие.
Вариант четвертый: интервал между строками узкий, и между словами тоже.
Душевный, общительный, добрый человек. И подсознательно, и
сознательно он вовлечен в дела общества, принимает в них активное участие. В
Советском Союзе они строили коммунизм, сегодня все еще пытаются добиться
светлого будущего.
6.
Левые и
правые поля. Арлекин, или Пьеро?
Анализируя левые и правые поля написанного, следует
обратиться к символизму этих самых полей, который ввел Макс Пульвер. Согласно
Пульверу, левая сторона бумаги символизирует личное, субъективное и почему-то
еще регрессивное, а правая сторона – общественное, объективное и
прогрессивное. По смещению в ту или иную
сторону можно понять приоритеты личности, а динамика поля на листе отображает
темперамент человека.
1)
Левое поле
Если левый край текста ровный, но все же не с математической
жесткостью, то обладатель данного почерка спокоен, аккуратен, естественен, обладает хорошим
вкусом. Если же левый край ровный, как по линейке, то мы имеем дело не просто с
аккуратным человеком, а с педантом, который сдерживает свои чувства. Если левый
край неровный, то сужается, то расширяется, то данный человек беззаботный,
неорганизованный, непринужденный и распущенный, к тому же имеет расслабленный
темперамент.
Если левое поле наверху широкое, но книзу сужается, то нам
попался жадина и мелочный эгоист. Если же, наоборот, левое поле узкое наверху, но книзу
расширяется, то у нас есть шанс получить подарок, ведь мы имеем дело с
человеком крайне расточительным.
Если середина левого поле шире, чем верх и низ, то мы имеем
дело не с расточителем, а с человеком
великодушным и щедрым, который, однако, вынужден сдерживать себя. Если, наоборот, середина левого поля уже, чем
верх и низ, то обладатель такого почерка по природе скуповат, но иногда
проявляет щедрость. В принципе, это бережливый человек.
2)
Правое поле
Аккуратный край правого поля текста свидетельствует об
осторожности в отношениях и сдержанности. Обладатель подобного почерка
сдерживает свой темперамент и инстинктивные порывы. Неряшливый и переменчивый
профиль правого края подсказывает, что у человека практически отсутствует
самоконтроль, он часто возбуждается и идет на поводу своих желаний.
7.
Непрерывность-дискретность.
“Один за всех, и все за одного”
Категория “непрерывность” включает в себя степень связность букв и символизирует непрерывность
мысли, связность поведения, контактность в социальной сфере. Непрерывность
мыслей проявляется в логическом мышлении, умении рассуждать и находить связи.
Дискретность почерка показывает дискретность мыслей, то есть такой человек
мыслит отельными блоками и ассоциативно.
Понятно, что 100%-ную непрерывность, или 100-ную дискретность
не каждый день встретишь. Но можно условно считать, что связность – блоки из
4-5 букв. Следовательно, блоки из 7-9 букв – сверх-связность, а из 2-3 букв –
средняя связность. Тогда, блоки из 1-2 букв будут означать раздельность.
Сверх-связное
письмо - мышление жестко последовательное, логичное, высокая степень
способности рассуждать, хорошая память, ораторские способности, контактность. Такой
человек умеет общаться, заводить друзей, у него большое количество контактов, связей. Это практичный,
деловитый, пробивной человек.
Умеренно
связное письмо - последовательное и логичное мышление. Человек умеет
комбинировать идеи, суждения, выбирать варианты. Кроме того у него развито
умение общаться, договариваться с людьми, находить нужных людей. Он уважает
правила и стремится жить по правилам.
Средняя
степень связности - образность и
последовательность уравновешены. Человек способен мыслить образами и логически
увязывать их между собой. Мышление гибкое, быстро перестраивается. Правила
жизни также гибкие. Человек умеет
подчиняться правилам, но и способен отвергнуть, изжившее себя правило, подстраиваться
под изменчивый мир. Человек практичный, деловитый, организованный и дипломатичный.
Полная
раздельность - мышление образное, ассоциативное, интуитивное. Общение
хаотичное, непоследовательное. Человек – мечтатель, поэт, художник.
Непрактичный: ему трудно дается воплощать свои идеи в жизнь. У него развитое
эстетические чувство и образное восприятие. Он - человек искусства. Жесткие
морально-нравственные принципы и установки, его трудно переубедить, он упрямый,
капризный, иногда эмоциональный и
творческий.
8.
Завитки.
“Кто на свете всех милее?”
Завитки в буквах часто встречаются у девочек в переходном
возрасте. Они появляются случайно и так же случайно исчезают. Но если у
человека завитки в почерке сохранились, даже когда он покинул юношеский
возраст, то ни о чем хорошем это не говорит, а говорит о высокомерности,
тщеславии, демонстрации повышенного чувства собственной важности.
Смысл накруток и завитков зависит от того, в какой части
буквы они написаны.
Завитки в
верхней части свидетельствуют об отсутствии умственной дисциплины и
некачественной работе. Такие люди делают много формального и ненужного, чтобы
создать видимость работы. Они стремятся показать, что знают всех и вся, что
лишь они способны дать лучший ответ. Такие люди склонны к хвастовству и
преувеличению собственных достоинств.
Завитки в
средней части букв особенно важны, когда они встречаются в буквах a, b, c, d, g в языках с латинским шрифтом. Люди, выводящие такие накрутки, верят, что
именно они находятся в центре вселенной. Они стремятся захватить как можно
больше места вокруг себя, урвать что-то от других, но в то же время оградить
себя от потерь. Они склонны к манипуляциям, всегда решают ситуацию в свою
пользу, при этом не испытывают уважения к чувствам других.
Завитки в
нижней части букв говорят о материальной или биологической
недостаточности человека. Люди с таким почерком вечно недовольны, всегда
зациклены на воспоминаниях и переживаниях прошлого. Они прощают обиды только
внешне, но внутренне никогда ничего не забывают. Если кроме завитков в почерке
еще и есть узкие петли, то это говорит еще и о мстительном характере.
Подпись. “Можно ваш автограф?”
Подпись человека может координально отличаться от почерка, и
это не удивительно. Ведь подпись – наша визитная карточка, по
сути, она показывает не то, какие мы есть, а то, какими мы хотим показать себя
другим.
Подпись анализируют почти так же, как и почерк. Во-первых,
надо обратить внимание на размер букв подписи.
Если буквы в подписи крупные,
то у человека завышенная самооценка и стремление к всеохватности. В своей сфере
он не бует доволствоваться малым: в умственной постарается узнать как можно
больше, в материальной станет копить, не жалея сил, в чувственной будет
свободным и раскрепощенным. Кроме того большие буквы предполагают чувство
гордости, собственного значения, некоторое высокомерия и автократические
тенденции. Если же, напротив, буквы в
подписи мелкие, то у человека
заниженная самооценка, зато у него есть острота мышления, стремление к
совершенству и аналитические способности. Чтобы понять что-то, ему нужно
расчленить предмет. Такой человек относится сразу ко всем сферам жизни, но
довольствуется малым, у него скромное поведение. Если же буквы в подписи преувеличенно малы, то
этот человек страдает комплексом неполноценности, он слишком застенчив или
слишком черств.
Если расстояние между
буквами в подписи маленькое, то человек сдержан во всем, тактичен, обладает
чувством меры и не дает себе расслабиться. Если же расстояние большое, то это естественный,
откровенный человек, свободный в самовыражении, уверенный в себе, обладающий
интуицией и адаптивными способностями.
Если буквы
в подписи уменьшаются к концу слова, то человеку свойственно
углубляться в детали к концу процесса. Если ж буквы слишком уменьшаются, то мы
имеем дело со скользким, ловким, лицемерным человеком.
Изящная
подпись принадлежит вежливому, мудрому, тонкому человеку,
обладающему даром дипломатии, мягкому и утонченному. Вульгарная
подпись с множеством завитков показывает, что у человека как раз не хватает
образования, у него простые потребности и нет своего мнения на различные
вопросы.
Подпись, содержащая одну только фамилию, свойственна
публичным людям: человек старается подчеркнуть собственную значимость.
Подпись, состоящая из 2-3 слов, расположенных друг под
другом, отражает комплексы
неполноценности из-за внешнего вида.
Подписи делятся на две большие группы – разборчивые и неразборчивые.
Уверенные в себе люди расписываются разборчиво. Неразборчивая подпись с
быстротой (об этом термине чуть позже) отражает динамизм, живость,
воинственность, деятельность и крайнюю нетерпеливость. Неразборчивая подпись с
малой скоростью указывает на лицемерного, корыстного человека, способного
отказаться от своего слова.
Скорость подписи отражается в написании букв. Если буквы не
очень разборчивы и ”стремятся” к концу слова, то это подпись быстрой проекции. Обладатель такой
подписи живой, динамичный, способен быстро организовать новое дело. Если
подпись похожа на нить, то это преувеличение
быстроты, которое свидетельствует о поспешности и нетерпеливости, реакции
такого человека не поддаются логике.
Четко выведенные и статичные буквы указывают на медленную скорость, которая красноречиво говорит о медлительности и
склонности человека к формализму. Еще есть подписи промежуточной проекции, между быстрой и медленной. Это своеобразная
золотая середина: такой человек благоразумен, взвешенно принимает решения,
проявляет инициативу, терпелив и упорен.
Следующий параметр в анализе подписи – нажим.
Подпись с
насыщенным, жирным нажимом – жизненная сила, уверенность, позитивизм.
Подпись с
тонким и слабым нажимом – чувствительность, тонкость натуры, иногда
подозрительность и мелочность, духовность и нерешительность.
Подпись
скованного нажима, когда нажимные линии треугольные - жесткость, насилие, нетерпимость, наглость.
Подпись
судорожного нажима, когда линии дрожащие – психическая неустойчивость,
тоскливое беспокойство, ограниченная жизненность.
Подпись
мягкого нажима, когда линии жирные и округлые – тяжесть, рыхлый
темперамент, ярко выраженная чувствительность.
Подпись
элегантного нажима – сладострастная, утонченная чувственность,
эстетическое чувство.
Далее следует обратить внимание на зоны подписи. Верхняя зона
символизирует духовное, нижняя -
материальное, левая – регрессию, правая – прогрессию. Если буквы в подписи
чрезмерно вытянуты вверх, то можно
предположить, что перед нами идеалист, склонный к мистицизму, он интеллектуал,
у него развита интуиция, он утонченный, возможно даже экстравагантный, склонный
к демонстративности индивид. Если буквы
в подписи вытянуты вниз, то мы имеем
дело с материалистом – деятельным, деловым, уверенным в себе человеком,
возможно слегка грубоватым, но
раскрепощенным, обладающим волчьим чутьем к выгодным сделкам.
Диспропорция
в левой стороне подписи подразумевает склонность к прошлому. Такие
люди зацикливаются на прошлом, им было бы интересно заниматься историей или
археологией. Они тяжелы на подъем, вдумчивы. Любят замыкаться в себе и концентрироваться
на своем внутреннем мире.
Диспропорция
в правой стороне подписи, наоборот, указывает на тяготение к будущему.
Обладатель такой подписи будет интересоваться всем новым – вещами, людьми,
концепциями. Это общительный, динамичный человек, у него всегда много новых
проектов и грандиозных планов, его можно легко воодушевить на новую идею.
Диспропорция
в двух противоположных сторонах подписи указывает на внутренние
колебания. На такого человека нельзя положиться, дав слово, он может передумать
в следующий миг. У него слабая воля,
переменчивое настроение и мироощущение, иногда возможно раздвоение личности.
Диспропорция
во всех зонах указывает на экстравагантного, поверхностного и
высокопарного человека. Напротив, равновесие
во всех зонах указывает на сдержанного, благоразумного, последовательного,
постоянного, гармоничного человека, который не путает форму с содержанием.
Следующий параметр – связность
подписи. Если даже слова в подписи соединены,
то мы имеем дело с человеком, который любит подумать, поразмышлять. Однако,
интеллектуалам, впрочем, как и артистам, свойственна подпись с раздельными буквами, которая говорит
об оригинальности мысли, интуиции, склонности к аналитическому мышлению и
созидательной силе. Если буквы в слове “липнут”
друг к другу, то этот человек в своем желании “быть, как все”, подавляет свою
личность до ее полного исчезновения.
Если буквы соединены угловатыми
связками, то это агрессивный, воинственный, иногда упрямый и нетерпимый
человек, обладающий, однако, тонким размышлением и интеллектуальной
живостью. Если буквы в подписи соединяются гирляндическими связками, то обладатель
этой подписи добрый, любезный, дипломатичный, тактичный, сердечный, миролюбивый
человек, готовый пойти на компромисс. Если же буквы соединяются бантиком, то этот человек расчетливо
любезен. Он изображает сердечность без внутренней тяги к людям.
“Улитки” в
подписи ни о чем хорошем нам не говорят. Как правило, такие подписи
бывают у людей, которые стремятся показать свою власть, даже и особенно, если
как таковой власти у них нет. То есть, это мелкие чиновники, которые жаждут
проявить свою властность там, где могут ее проявить, и прибрать к рукам то, что
смогут урвать. Завитки в конце подписи указывают на человека, склонного к
правонарушениям и часто раскаивающегося потом. Если завитки прибавляются к
буквам, как лишние детали, которых в принципе быть не должно, то человек
коварен и хитер. Если завитки добавляются к подписи с правой и левой стороны,
то это говорит о том, что человек преувеличивает свою важность. Такие люди
бывают надменными, тщеславными, они преувеличивают свои достижения, а чужие
обесценивают. Они любят манипулировать людьми, они лукавы и неискренни.
Дополнительную
смысловую нагрузку в анализе подписи имеет росчерк.
Росчерк с
несколькими точками, которые в принципе лишние, указывают на менталитет
группы. Такой человек хочет возвыситься за чет принадлежности к значимой
группе.
Росчерк с
точкой в конце символизирует стремление человека поставить точку, выяснить
все, закончить начатое. Точка в
восходящей подписи указывает на стремление к демонстрации и любовь к дешевым
эффектам. Точка в нисходящей подписи говорит о том, что человек стремится
конкретизировать идеи, понятия, поступки.
Он хочет все упростить, понять и решить окончательно.
Подчеркивание
подписи говорит о стремлении человека подчеркнуть собственную
значимость, свои заслуги. Подчеркивание – простой и изящный жест, который свидетельствует
о сдержанности ума, мягкости, такте, стремлении к гармонии. Если линия длиннее
самой подписи, то человек честолюбив, обладает задатками лидера и хочет
непременно руководить.
Росчерк,
зачеркивающий саму подпись, говорит о комплексе неполноценности, сожалении,
самокритичности, недовольстве собой.
Если
росчерк расположен далеко от подписи, то ее обладатель беззаботный,
легкий, добрый, щедрый, либеральный, великодушный, человек, далекий от чувства сожаления.
Ниспадающий
зигзагообразный росчерк говорит о динамизме, живости, энергии, остроте ума,
точности выполнения шагов, едкости в некоторых моментах.
Ниспадающий
росчерк в виде спирали указывает на человека, умеющего себя выгодно подать.
Это ловкий, дипломатичный человек, все его действия рассчитаны на какую-то
цель, а острота ума помогает достичь ее.
Росчерк,
заключающий подпись в кольцо, говорит о склонности человека к
закрытости, интригам, двусмысленности, осторожности, подозрительности,
недоверчивости, оборонительности.
Слишком напыщенный
кольцеобразный росчерк свидетельствует о мании величия, эгоцентризме,
склонности к необоснованной гордости, хвастовстве, внутренней пустоте и
выставлении напоказ своей “исключительной исключительности”.
Росчерк в
виде лежащей восьмерки (знака бесконечности) должен присутствовать в
подписи человека, стремящегося быть как все и со всеми. Во имя этого человек
может согласиться на многое, ему присуще стремление заглаживать шероховатости в
общении, а потому он тонкий и любезный. Если этот знак преувеличен, то любезность превращается в стадность.
Если лежащая восьмерка незакрыта
с правой стороны, то у человека явно есть координация между мыслями и
словами, ясность в намерениях, гармоничную общительность. Если же она незакрыта с левой стороны, то это несколько примитивный, простой в
обращении, спонтанный человек.
Кроме всех этих параметров, в подписях часто встречаются индивидуальные символы, которые следует
рассматривать в совокупности с другими параметрами подписи. Например, если в
подписи присутствует острый символ кинжала, то это говорит о жестокости и
кровожадности. Жестокий, ловкий, осторожный человек с холодным сердцем может
нарисовать символ “волчьей пасти”, а сентиментальные люди часто чертят силуэт
сердца вокруг подписи.
Еще
несколько слов о почерке*
(*Конспект видео-урока
Светланы Сибирской.)
Почерк можно
классифицировать на типы. Выделяются два основных типа почерка – угловатый и
округлый.
Округлый
почерк в первую очередь свидетельствует о “встроенности” в социум,
то есть для обладателя данного почерка важно быть в социуме. Такие люди
спокойно принимают правила, установленные в коллективе, они миролюбивы и
спокойно адаптируются к окружающей обстановке, даже не спокойно, а максимально.
Хозяин угловатого
почерка стремиться выделить свою индивидуальность. Он напористый, резкий,
требовательный, деловой и даже агрессивный.
Интересно отметить еще несколько особенностей почерка.
Если в буквах, в основном в тех местах, где буквы
соединяются, или перо меняет направления, есть накрутки, то человек, написавший данный текст дипломатические
наклонности. Он любезный, умелый, стремится примирить всех и умеет разрешать
конфликты.
Часто в элементах букв встречаются крючки. Они красноречиво говорят об эгоизме, честолюбии,
вкрадчивости, стремлении найти выгоду (в данном случае крючок в букве
ассоциируется с рыболовным крючком).
Если буквы украшаются разными завитушками и улитками,
то нам попался тщеславный, эгоистичный, высокопарный человек, который стремится
изумлять и восхищать окружающих.
Иногда элементы букв и даже сами буквы превращаются в пузыри, а это значит, что хозяину данного
почерка присущи высокомерие, тщеславие,
назойливость, зависть к успехам окружающих и снисходительное отношение ко всем,
кто еще не имел успеха.
Кроме классификации на угловатый и округлый, почерк можно
разделить еще на дав типа – сжатый и раздвинутый. Сжатый почерк, в свою
очередь, делится на два вида: раздавленный, когда ширина букв превосходит
вышину, и сжатый, когда вышина буквы превосходит ширину.
Раздавленный
сверху почерк символизирует покорность судьбе, обстоятельствам и людям. Сжатый с
боков почерк означает, что человек ограничивает
самого себя. Это осторожный, аккуратный, застенчивый человек с заниженной
самооценкой.
Раздвинутый
почерк – диагноз: беззаботность, легкость, открытость, человек
особо не ограничивает себя и не зацикливается на негативе.
Патологические
явления в почерке*
(*По книге
Зуева-Инсарова “Почерк и личность”.)
Еще в 70-ых годах девятнадцатого века учеными была
установлена связь между нервно-мозговыми заболеваниями и изменениями почерка.
Причем изменения в почерке появляются задолго до первых симптомов болезни.
Почерк больных
параличом можно знать по таким ошибкам, как пропуски букв и знаков и
прибавления лишних букв. Буквы становятся крупнее, стоят неодинаково, сильно
закруглены. По мере выздоровления пациента его почерк снова приближается к
нормальному.
У алкоголиков,
иногда у больных неврастенией и истерией почерк дрожащий, буквы
становятся зигзагообразными или волнистыми и неразборчивыми. При истерии добавляются еще такие
особенности почерка, как отсутствие конечных штрихов и близкое прилегание букв
друг к другу.
Люди, страдающие сердечными
припадками, часто ставят точки в сплетениях букв, или между словами там,
где они не требуются. Такие неуместные точки характерны и для людей с манией
преследования.
В почерке гомосексуалистов
характерны конечные штрихи и переходящий из тонких, волосяных штрихов в густую
жирную черту, нажим, а также общая мягкость штрихов, свойственная женскому
письму.
Как
определить уровень IQ и EQ по почерку?*
(*Конспект
видео-урока графолога Ирины Бухаревой.)
У человека с высоким уровнем IQ можно встретить:
·
необычные буквы и связки – интеллектуальный
человек умеет отличить главное от
второстепенного, а потому прописывает только самые важные элементы букв, по которым
их можно узнать. Более подробная пропись
букв говорит о более подробном мышлении;
·
почерк будет быстрый и беглый – чтобы соображать,
нужно думать быстро, следовательно, почерк тоже будет быстрым;
·
хорошо развиты верхняя и нижняя зоны букв;
·
может быть мелкий размер;
·
обязательно будет наличие разных аркад, то есть
верхних элементов – элементы, уходящие вверх, очень важны, потому что именно в
этой зоне находится наш интеллект, наше суперэго;
·
прямой наклон –
признаки логического, упрощенного и логического мышления;
·
текст должен гармонично располагаться на листе.
·
нитеобразность
почерк - признак
интуиции.
У человека с высоким уровнем EQ:
·
форма букв выразительная – без абстракций, но не
банальная;
·
развита средняя зона букв;
·
в почерке будут присутствовать гирлянды;
·
почерк читабельный;
·
беглый спонтанный почерк.
Анализ
почерка
Несколько примеров анализа почерка графолога Светланы
Сибирской.
1. “Сказка - ложь,
да в ней намек”. Почерк Золушки и Мачехи.
Вот почерк
типичной Золушки. Мелкий по размеру, округлый и статичный в движении. Пишущий
таким почерком живет в границах, обозначенных обстоятельствами и не пытается нарушить их. Он даже не
помышляет о такой возможности и принимает все удары судьбы как должное.
Подавляющая округлость букв свидетельство покладистости до покорности су
дьбе. Большие расстояния между
строк и слов показывает, что личность чувствует своё одиночество и полную
оторванность от общества. Она чувствует, что её никто не понимает. Вертикальный
наклон букв указывает на сдерживание, подавление своих чувств.
Нажим этих
образцов также показывает разную энергетику. У Золушки мягкая, слабая энергетика,
у мачехи – сильная и жесткая. Понятно, что эти две личности имеют много точек
несовместимости характера.
2.
Прост и
изящен. Почерк А. П. Чехова
Глядя на этот почерк, первое, что
бросается в глаза – это неразборчивость и нитеобразность. Мелкие буковки еле
различимы, строки опускаются, поля узкие так, что текст почти полностью
занимает пространство листа. Наклона определенного нет. Он беспорядочно
меняется от левого от правого.
Общий вид
почерка можно охарактеризовать как гармония умеренной интенсивности. На почерк
приятно смотреть, но полной правильности нет, поскольку левое поле сужается, а
в нижних строках нажим усиливается.
Общая
гармоничность письма говорит нам о том, что автор образца - развитая самобытная личность. Мелкий размер
и неразборчивость указывают на
наблюдательность и интуитивность. Автор всегда обращает внимание на детали,
нюансы окружающего мира. Его интересуют подробности в большей степени, чем
общности.
Этот почерк
типичен для врачей, полная неразборчивость. Однако почему врачи так пишут?
Специфика этой профессии в том, чтобы из множества противоречивых симптомов
выделить главное и найти решение в виде постановки диагноза. Для врачебной
практики в большей степени нужен не строгий расчет, а интуитивное озарение.
Интуиция
(«инсайд») в почерке выглядит как
сочетание неразборчивости и нитевидности.
Этот
образец подтверждает, что автор обладал не только интуицией, но и
наблюдательностью. Эти качества и для врача и для писателя очень ценны. Стиль
писательского мастерства Чехова также продиктован теми же врачебными
качествами. Умение описывать душевные метания героя, нюансы поведения и
размышления.
Автор
эмоционально нестабильный. Переменчивое настроение, метания, душевные муки
(беспорядочный наклон в сочетании с изменчивым нажимом). Внутренняя борьба,
рефлексия. Импульсивный и горячный, быстро взрывающийся (углы в нижней стержнях
нижней зоны). Особенно обратите внимание на нажим в нижней части листа. Он
местами становится жирным, кляксоподобным. Это повышенная возбудимость и
сильные эмоции. Диапазон эмоций его достаточно большой. Он всё делает всерьез и
надолго. Радость и печаль, горе и страх – это всегда сильные и высоко интенсивные эмоции. О таких обычно
говорят: он впечатлительный, тонкий, взрывной. Таким образом, эмоциональный
профиль личности совпадает с тем, что мы знаем из биографии А. Чехова.
No comments:
Post a Comment