Monday, April 28, 2014

Шекспиру и не снилось

Если бы Шекспир, дописывая "Гамлета", знал, какое киношное произведение он пишет, он бы потребовал у будущих кинокомпаний проценты за прокат? Ему бы, конечно, ничего не досталось, но потомки Барда получили бы весьма кругленькую сумму.
Ладно, оставим бухгалтерские расчеты, перейдем лучше к литературе и кино.
Наченсм с того, что Гамлета, принца Датского, придумал не Шекспир, точнее он его не придумал. Считается, что основным источником, из которого Шекспир черпал не только персонажей, но и сюжет для своей трагедии, послужила так называемая "Сага о Гамлете"  - часть третьей древнескандинавской хроники, записанной Саксоном Грамматиком, "Деяния даннов", в которой рассказывается, как брат короля убил собственно правителя и женился на его жене. Сын покойного короля, легендарный принц Амлед, притворился сумасшедшим и, обманув "любезного" дядюшку, убил его. 
Хроника "Деяния даннов" была записана в начале 13-го века. А сам принц Амлед жил еще раньше, аж в языческие времена, то есть до 827 года, когда Дания приняла христианство. 
Надо сказать, что Саксон Грамматик не единственный летописец, который упоминал принца Амледа. Его история описана в еще более раннем источнике - "Хронике коннунгов из Лейре", записанной в 1170-ых годах. Эта хроника почти полностью повторяет историю, записанную в "Деяниях даннов". Вот эта история, которую нам любезно предоставляет "Википедия":

"Датский феодал Горвендил прославился силой и мужеством. Его слава вызвала зависть норвежского короля Коллера, и тот вызвал его на поединок. Они условились, что к победителю перейдут все богатства побеждённого. Поединок закончился победой Горвендила, который убил Коллера и получил всё его достояние. Тогда датский король Рёрик отдал в жёны Горвендилу свою дочь Геруту. От этого брака родился Амлет.У Горвендила был брат, Фенгон, который завидовал его удачам и питал к нему тайную вражду. Они оба совместно правили Ютландией. Фенгон стал опасаться, что Горвендил воспользуется расположением короля Рёрика и приберёт к рукам власть над всей Ютландией. Несмотря на то, что для такого подозрения не было достаточных оснований, Фенгон решил избавиться от возможного соперника. Во время одного пира он открыто напал на Горвендила и убил его в присутствии всех придворных. В оправдание убийства он заявил, что будто бы защищал честь Геруты, оскорблённой своим мужем. Хотя это было ложью, никто не стал опровергать его объяснений. Владычество над Ютландией перешло к Фенгону, который женился на Геруте. До этого между Фенгоном и Герутой близости не было.Амлет был в тот момент ещё очень юн. Однако Фенгон опасался, что, став взрослым, Амлет отомстит ему за смерть отца. Юный принц был умён и хитёр. Он догадывался об опасениях своего дяди Фенгона. А для того чтобы отвести от себя всякие подозрения в тайных намерениях против Фенгона, Амлет решил притвориться сумасшедшим. Он пачкал себя грязью и бегал по улицам с дикими воплями. Кое-кто из придворных стал догадываться, что Амлет только притворяется безумным. Они посоветовали сделать так, чтобы Амлет встретился с подосланной к нему красивой девушкой, на которую возлагалось обольстить его своими ласками и обнаружить, что он отнюдь не сошёл с ума. Но один из придворных предупредил Амлета. К тому же оказалось, что девушка, которую выбрали для данной цели, была влюблена в Амлета. Она тоже дала ему понять, что хотят проверить подлинность его безумия. Таким образом, первая попытка поймать Амлета в ловушку не удалась.Тогда один из придворных предложил испытать Амлета таким способом: Фенгон сообщит, что он уезжает, Амлета сведут с матерью, и, может быть, он откроет ей свои тайные замыслы, а советник Фенгона подслушает их разговор. Однако Амлет догадался о том, что всё это неспроста: придя к матери, он повёл себя как помешанный, запел петухом и вскочил на одеяло, размахивая руками. Но тут он почувствовал, что под одеялом кто-то спрятан. Выхватив меч, он тут же убил находившегося под одеялом советника короля, затем разрубил его труп на куски и бросил в сточную яму. Совершив все это, Амлет вернулся к матери и стал упрекать её за измену Горвендилу и брак с убийцей мужа. Герута покаялась в своей вине, и тогда Амлет открыл ей, что он хочет отомстить Фенгону. Герута благословила его намерение.Соглядатай был убит, а Фенгон ничего не узнал и на этот раз. Но буйство Амлета пугало его, и он решил избавиться от него раз и навсегда. С этой целью он отправил его в сопровождении двух придворных в Англию. Спутникам Амлета были вручены таблички с письмом, которое они должны были тайно передать английскому королю. В письме Фенгон просил казнить Амлета, как только он высадится в Англии. Во время плавания на корабле, пока его спутники спали, Амлет разыскал таблички и, прочитав, что там было написано, стёр свое имя, а вместо него подставил имена придворных. Сверх того он дописал, что Фенгон просит выдать за Амлета дочь английского короля. Придворных по приплытии а Англию казнили, а Амлета обручили с дочерью английского короля.Прошёл год, и Амлет вернулся в Ютландию, где его считали умершим. Он попал на тризну, которую справляли по нём. Ничуть не смутившись, Амлет принял участие в пиршестве и напоил всех присутствующих. Когда они, опьянев, свалились на пол и заснули, он накрыл всех большим ковром и приколотил его к полу так, чтобы никто не смог выбраться из-под него. После того он поджёг дворец, и в огне сгорел Фенгон и его приближённые.Амлет становится королём и правит с женой, которая была достойной и верной супругой. После её смерти Амлет женился на шотландской королеве Гермтруде, которая была ему неверна и покинула своего супруга в беде. Когда после Рёрика королем Дании стал Виглет, он не пожелал мириться с независимым поведением Амлета, который являлся его вассалом, и убил его в битве".

Вообще историй о принцах, которые притворяются сумасшедшими, чтобы отомстить дядям, в самых разных источниках полно. Такой эпизод есть и в истории Тита Ливия, и в поэме персидского поэта Фирдуси "Шахнаме".
Первым на принца Амлета обратил внимание французский писатель Франсуа Бельфоре, который написал о принце Датском во втором томе своих "Трагических историй", опубликованных  в 1576 году.
Вообще во времена Шекспира писалось очень много кровавых пьес, где восемь трупов вовсе не максимум. Но Шекспир писал не просто кровавые пьесы.
Гамлет не просто мститель, каких в ту пору было очень много и на сцене, и за кулисами. Гамлет - это ищущая, мечущаяся душа, это вопрос, ответ на который висит в воздухе - его надо только ухватить.
Сколько людей погибло за два часа представления? Да какая разница?! Главное - как они жили перед нами. А жили они точно так же, как и мы живем, и наши предки, сидящие тогда в партере, жили, то есть вечно сомневаются, думают, мечутся, и никогда не бывают правы на все сто процентов.
"Гамлет" по праву считается одной из лучших пьес Шекспира. Она действительно гениальна, и вы сейчас узнаете почему.
Только пересмотрев определенное количество разных экранизаций "Гамлета" - а вы сейчас увидите, как много их было, - я поняла весь драйв, который заключен (заперт, если хотите, и жаждет вырваться) в этой пьесе. Подумайте сами, что вы знаете о героях пьесы?
На протяжении нескольких часов и сотни страниц злосчастный Гамлет произносит пламенные монологи, смеется, плачет, мечется от злобы и бессилия, но что мы узнаем о нем? Он добрый? Злой? Может, он действительно сумасшедший? Или просто слишком чувствительный? Какой он?
Каков его дядя Клавдий? Он злой? Можете вы точно сказать, что он был хуже своего покойного брата, который явился Гамлету, по сути, для того, чтобы заставить его отомстить? Каков был покойный король? Был ли он так хорош, каким описывает его Гамлет? Любила ли его Гертруда? Любила ли она Клавдия? Что она хотела сказать, когда говорила: "Гамлет, полно хмуриться, как ночь" ?
Каков Горацио? Каковы Розенкранц и Гилденстерн? Знали ли они, что ведут принца Гамлета на гибель, или просто хотели помочь свихнувшемуся другу?
Любила ли Офелия Гамлета, или ей только так казалось - принц, как-никак. А Гамлет? Любил ли он Офелию? При чем тут вообще юный Фортинбрас?
Когда вообще все это происходит? В каком веке, в какую эпоху? Если бы в пьесе не говорилось о Дании, были ли вы уверены, что действие происходит именно в Дании, а не, скажем, в России?
Смотрите, как здорово. Есть определенный сюжет. Есть слова, у которых тоже какой-то определенный смысл. Но боже, как по-разному можно прочесть эти слова, как по-разному их можно понять! И все читают их по-своему, и фильмы снимают по-своему. И никто никогда уже не скажет, что же хотел сказать сам Шекспир? А может он именно того и добивался, чтобы ни одна из многочисленных экранизаций его пьесы не была похожа на другую, что и получилось в конечном итоге.
Перейдем к кино? Давайте.



Это видео можно назвать первой экранизацией "Гамлета". Экранизация, наверное, сильно сказано, потому что здесь один лишь эпизод из всей пьесы, но все же это самое старое видео по теме, которое можно найти в интернете. Это дуэль Гамлета с Лаэртом. Роль Гамлета исполняет блистательная Сара Бернар - одна из тех актрис, которая удостоилась чести  именно чести! - сыграть Гамлета.
Но она была не единственной женщиной, которая удостоилась подобной чести. В то же время, только в другом месте, на сцене блистала "армянская Сара Бернар" - Сирануйш, которая тоже сыграла Гамлета. Как вы понимаете, никаких видео с ее представлений не осталось. Армения тогда была бедной страной, точнее тогда такой страны - Армения - не было, так что армянам было совсем не до кино.
А в кино женщиной-Гамлет стала поразительная Аста Нильсен, которая сыграла принца Датского в 1920-ом году. Конечно, это не первая экранизация шекспировской трагедии, я бы даже сказала далеко не первая. Говорят, еще в 1907-ом году не кто иной, как Жорж Мельес снял короткометражный немой фильм "Гамлет, принц Датский". Еще несколько "Гамлетов" было и в 1910-ом, и в 1911-ом году. Но ни одного из этих фильмов, к сожалению, мне найти не удалось. Так что, начиная список экранизаций "Гамлета" и продолжая тему о женщинах, сыгравших в этой пьесе главную роль, мы переносимся в 1920-ый год.




"Гамлет"
год - 1921
страна - Германия
режиссер - Свен Гейд, Ханц Шелл
Гамлет - Аста Нильсен





Этот фильм изначально проигрышный вариант. Просто потому, что он немой. У Шекспира явной доминантой является текст. Главное не что происходит, а как все это преподносится. Гамлет без "Быть, или не быть" уже не Гамлет.
Чтобы как-то выпутаться из сложившейся сложной ситуации, создатели фильма зациклились именно на сюжете (а на чем им еще зацикливаться?). Они придумали несколько сцен, которых в трагедии не было. Например, рождение Гамлета, убийство его отца, Гамлета в уноверситете, его знакомство с Горацио и Фортинбрасом и так далее. Вот один из таких эпизодов, которых нет у Шекспира.


Кадр из фильма "Гамлет"
Изменена и основная сюжетная линия мести. В этом фильме Гамлет убивает дядюшку Клавдия на пиру, вливая ему в рот отравленное вино, которое предназначалось, собственно, ему самому (вспомните Саксона Грамматика). Опечаленная Гертруда решает покончить с "блудным сыном" и  пытается отравить его во время поединка Гамлета с Лаэртом. Но, по нелепой случайности, она сама выпивает яд и тут же умирает. Из-за этого Гамлет отвлекается, и Лаэрт подло пронзает его рапирой. Умирающий принц успевает заколоть противника перед смертью. Вот и все (главное, восемь трупов в конце обеспечены).
То, что Гамлета играет женщина, имеет свои явные минусы. Дело в том, что Гамлет мальчик чувствительный. А показать чувствительного мальчика, и при этом не быть женственной, женщине-актрисе сложно. Из Асты Нильсен получился ну очень женственный Гамлет. Поэтому вся ее дружба с Горацио напоминала такой стивенсоновский вариант любовников, где девушка просто переодевается в мальчика.
Любовная линия с Офелией тоже провалилась. Ну посудите сами, когда Гамлет нежнее и милее Офелии - это уже просто смешно.
Зато в сценах сумасшествия и всяческих таких проказ вышел замечательный Гамлет-шалунишка, хулиган, в общем, сатирический Гамлет получился. Я уж не говорю о том, что Аста Нильсен отлично справилась с настоящей трагедией датского принца - самым важным в этой пьесе.



Аста Нильсен в роли Гамлета



















С появлением звукового кино Гамлет заговорил. Теперь переносить шекспировскую трагедию на экран стало еще интереснее. И мы переносимся к классике классик для англоязычных любителей кино и Шекспира, а может и Шекспира, и кино - в 1948 год.





"Гамлет"
год - 1948
страна - Великобритания
режиссер - Лоуренс Оливье
Гамлет - Лоуренс Оливье








В принципе Лоуренс Оливье сделал подарок самому себе. Снял такой фильм, где он смог бы показать весь свой актерский талант и побыть именно таким Гамлетом, каким он сам его видел (преимущества положения "сам себе режиссер").
Это классическая шекспировская постановка, сценарий, который написал сам же Лоуренс Оливье, верно следует шекспировскому тексту. Только здесь нет Розенкранца и Гильденстерна. Видимо режиссер посчитал, что не стоит делать и без того длинную картину еще длиннее. Но от этого фильм совершенно не пострадал.
Перед нами шекспировская эпоха. Гамлет спокойный, интеллигентный принц - именно интеллигентный, - которого просто вывели из себя. Он был бы очень добрым, если бы не те кровавые и грязные обстоятельства, в которых он оказался. Он сердится, иногда становится жестоким, и в этом весь ужас - по сути доброго человека искусственно делают злым.
Но вот что плохо, или просто не очень хорошо. Лоуренс Оливье всю сцену - а сцены в пьесе долгие - играет на одной волне. Вот сердится Гамлет на Гертруду, Оливье пять минут кричит на мать своего персонажа. Гамлет добрый с Горацио, Оливье десять минут будет любезным и спокойным.
А вот и эпизод из фильма. Один из самых интересных эпизодов, надо сказать. Не то, что бы в пьесе он была такой архиважный. Но в фильме это все как-то очень "вкусно" получилось.




В Советском Союзе "Гамлета" не ставили аж до самого 1953-го года, то есть пока Сталин был жив. Отец народов сам лично сказал, что эта пьеса нежелательна для советского зрителя. Но вот "король умер", да здравствует, в данном случае, Гамлет, и в 1964-ом году на экранах СССР появляется собственный принц Датский.



"Гамлет"
год - 1964
страна - СССР
режиссер - Григорий Козинцев
композитор - Дмитрий Шостакович
Гамлет - Инокентий Смоктуновский









Этот фильм во многом ориентировался на фильм Лоуренса Оливье. Опять шекспировское время, опять милый, добрый Гамлет, и даже костюм принца в чем-то повторяет костюм того другого принца Датского. Но вот в чем дело. Смоктуновский переиграл Лоуренса Оливье.
В каждой сцене, в каждом эпизоде Смоктуновский использует огромную палитру разных чувств и их оттенков. Поначалу он добрый - не интеллигентный, а именно добрый. От его слов можно растаять, так мягко он их произносит, так нежно смотрит. Но тем страшнее становится, когда этот няша-Гамлет вдруг срывается, кричит или говорит с металлическим оттенком в голосе. За секунду Гамлет из доброго сына превращается в жестокого мстителя, а потом вдруг в несчастного принца.
Это один из ключевых эпизодов пьесы, который я буду показывать еще и еще, в самых разных исплнениях. "Быть, или не быть?"...



Режиссер Григорий Козинцев решил, что в его фильме есть место для изгнанных Лоуренсом Оливье Розенкранца и Гильденстерна. И ввел он их в фильм не зря. Вот еще один эпизод - мой любимый, которому почему-то особого значения не придали ни в одном фильме о датском принце, кроме этого. Обычно его либо вырезают, либо играют так, будто он не имеет никакого значения. Но именно в этом эпизоде мурашки по коже от советского Гамлета. А ну-ка, флейты!...



Долгое время Смоктуновский была главным Гамлетом огромного Советского Союза. Пока наконец в 1971 году в театре на Таганке не появился другой Гамлет - Гамлет Владимира Высоцкого.
Гамлет Высоцкого весь горит на сцене, бушует, как ураган. Его разрушающая все, в том числе и его самого, энергетика доходит до зрителей в последнем ряду, так горят выпученные в невозможном напряжении глаза.
Вот, собственно, еще один ответ на вопрос "Быть, или не быть?"


Кадр из фильма Козинцева
В непрочный сплав меня спаяли дни -

 Едва застыв, он начал расползаться.

 Я пролил кровь, как все, и - как они,

 Я не сумел от мести отказаться.

 А мой подъем пред смертью - есть провал.

 Офелия! Я тленья не приемлю.

 Но я себя убийством уравнял

 С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Афиша "Гамлета" на Таганке
 Я, Гамлет, я насилье презирал,

 Я наплевал на Датскую корону.

 Но в их глазах - за трон я глотку рвал
 И убивал соперника по трону.
 Но гениальный всплеск похож на бред,
 В рожденьи смерть проглядывает косо.
 А мы все ставим каверзный ответ
 И не находим нужного вопроса.
Владимир Высоцкий

По-моему в вопросе "кто из нас Гамлет" Высоцкий и Смоктуновский не соперничают. Они дополняют друг друга.
А вот западные принцы, конечно, соперники. И в том же 64-ом году в Великобритании снимают еще одного "Гамлета", и снимает не кто-то, а BBC, а это вам не хухры-мухры.




"Гамлет в Эльсиноре"
год - 1964
страна - Великобритания (BBC)
режиссер - Филипп Савилл
Гамлет - Кристофер Пламмер







Этот фильм называется "Гамлет в Эльсиноре". И он опять повторяет опыт прежних Гамлетов. В главной роли Кристофер Пламмер, только вот...
Сразу скажу, этот фильм мне так и не попался, так что я сужу о нем по отрывкам, которые откопала в интернете. И не могу не сказать.
Это странно, но англичане играют Шекспира, по крайней мере "Гамлета" точно, хуже, чем русские. Думайте сами, решайте сами. Вот вам еще один вопрос - "Быть, или не быть?"



Через пять лет история повторяется. В Британии режиссер Тони Ричардсон снимает еще одну классическую постановку с Николом Уильямсоном в главной роли.




"Гамлет"
год - 1969
страна - Великобритания
режиссер - Тони Ричардсон
Гамлет - Никол Уильямсон









У этого фильма странный слоган: "От создателя "Ромео и Джульетты". Любовная история Гамлета и Офелии". Ну, кому что нравится.
Советский Союз ответил фильмом-балетом режиссера Сергея Евлахишвили и хореографа Виктора Комокова на музыку Шостаковича. Ну, это так, для справки.


"Гамлет"
год - 1969
страна - СССР
режиссер - Сергей Евлахишвили
хореограф - Виктор Камков
композитор - Дмитрий Шостакович
Гамлет - Марис Лиепа










Проходит еще немного времени, и в кино появляется новый тип Гамлета.




"Гамлет"
год - 1980
страна - США, Великобритания (BBC)
режиссер - Родни Беннетт

Гамлет - Дерек Джекоби








Этот фильм больше похож на телеспектакль. Здесь какие-то странные декорации, то есть их почти нет, зато костюмы роскошные, а фильм почти слово в слово повторяет пьесу. И здесь появляется новый тип Гамлета, принца Датского.
Дерек Джекоби очень экспрессивный Гамлет, даже где-то истерический. У него появляется борода, которую он иногда поглаживает, почти весь свой текст он выкрикивает, и вообще больше похож на своеобразного сумасшедшего Мерлина из новой саги о короле Артуре, чем на шекспировского героя. Вот один из эпизодов фильма.



Семь лет спустя не в Англии, не в Голливуде, и не в Советском Союзе, но в Финляндии кино перенесло Гамлета в наши дни.





"Гамлет идет в бизнес"
год - 1987
страна - Финляндия
режиссер - Аки Курисмяки
Гамлет - Пикка-Пекка Петелиус









В этом фильме Гамлет не принц, а сын богатого бизнесмена. История датского принца перевернута с ног на голову, но сделано это классно, потому что режиссер очень точно почувствовал дух своего времени, и сделал героев вечной трагедии не совсем такими, какими они были бы во времена Шекспира. 
Итак, Клавдий каждый день подливает своему брату маленькие дозы отравы, между делом обжимаясь с женой брата - Гертрудой, в туалете. Наконец Гамлет-старший умирает, и 51 процент его акций наследует молодой Гамлет, которого играет известный финский комический актер Пикка-Пекка Петелиус, только здесь он совсем не смешной.
Клавдий женится на Гертруде. Причем перед сводьбой Гертруда признается Гамлету, что его отец был холодным и черствым человеком, и что они не были счастливы в браке. Она любит Клавдия и собирается за него замуж. Гамлет только сухо говорит, что если мать выйдет за дядю, он откажется от нее. Но Гертруда в конце своей жизни хочет немножко счастья и все-таки выходит замуж. 
Клавдий хочет продать лесопилки брата и закрыть судостроительную верфь, чтобы приступить к новому виду бизнеса - производству резиновых уток (!). Но этот план никак нельзя осуществить, пока Гамлет против. Чтобы отвлечь Гамлета, он и Полоний в буквальном смысле, "подкладывают под Гамлета" дочь Полония Офелию. Офочка тут тоже не промах. Она объявляет Гамлету, что пойдет с ним в спальню только после свадьбы. Но Гамлет не хочет жениться. 
Если Шекспир думал, что Полоний должен бы запретить своей дочери встречаться с Гамлетом, то Полоний Аки Курисмяки наоборот считает, что дочь его должна что бы ни было хвататься за Гамлета. Что она и делает. Даже после того, как Гамлет убивает Полония, она приходит к нему в квартиру и предлагает пожениться. Гамлет отказывается, и Офелия кончает с собой в собственной ванной, наглотавшись таблеток и погрузившись в воду. 
Из Копенггена возвращается Лаэрт, и Клавдий говорит ему, что это Гамлет виноват в смерти его отца и сестры. Они решают отравить Гамлета, но как! Гамлет бежит от полиции. Они с Гертрудой встречаются в какой-то гостинице на краю земли, и там Клавдий и Лаэрт подсовывают Гамлету курицу, у которой отравлены только ножки (ах, как хитро!). Но по воле случая первой отравленную ножку съедает Гертруда и умирает. Ее наспех хоронят, а Гамлета вызывают в кабинет Клавдия, потолковать. Там на Гамлет нападает Лаэрт, но Гамлет выбивает нож из его руки и надевает несчастному на голову радиоприемник. Клавдий стреляет в племянника, но видно в детстве он в тир не ходил. Гамлет, как пионер, всегда и везде готов, у него тоже есть пистолет. И он убивает Клавдия. 
И все. В финской версии, как говорится, "нашла коса на камень". Злу противостоит еще худшее зло, в данном случае Гамлет. Но вот в чем проблема. Гамлет остается совершенно один. Даже слуги уходят от такого "принца", и в последней сцене он сидит один в своем огромном пустом доме, где остались только его шофер Симон и жена этого Симона. 
И вдруг в порыве откровенности Гамлет признается Симону, что на самом деле это он убил своего отца. Что он знал, что дядя постепенно травит отца, и в тот злосчастный день это он подменил дядину склянку на другую, в которой была большая доз яда. Потому отец и умер. 
Симон наливает опечаленному Гамлету выпить и... Ну конечно. Отравляет его. Они с женой грабят богаты пустой дом и уезжают на каникулы куда-нибудь на Богамы. Вот так-то.





"Гамлет"
год - 1990
страна - США, Великобритания, Франция
режиссер - Франко Дзеффирелли 
композитор - Энио Мариконе
Гамлет - Мэл Гибсон








В 1990 году снимают еще одного классического, или почти классического "Гамлета", и режиссерское кресло занимает никто иной, как создатель легендарного фильма "Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли.
Голливуд переносит Гамлета в средние века, ближе к легендарному принцу Амледу. Мэл Гибсон в этом фильме больше похож на рыцаря-крестоносца, чем на принца, которого интересует жизнь и смерть Александра Македонского. В этом фильме Гамлет снова носит бороду и вообще во многом ориентируется на персонажа Дерека Джекоби. Я потому говорила, что в 80-ом году появился новый тип Гамлета.
Теперь относительно этого фильма.
Как говорится, американцы и в Дании американцы.
Не хочу казаться грубой, но Шекспира они попортили на славу. Вообще в Голливуде любят корректировать текст по своему усмотрению, чего не избежал и "Гамлет". Только вот вряд ли мозговитые сценаристы Голливуда разбираются в этом деле лучше Шекспира. Приведу конкретные примеры, а то так получается, что я просто выражаю свою нелюбовь к американцам.
По Шекспиру Клавдий предлагал свою отцовскую любовь Гамлету только через четыре месяца после похорон Гамлета-старшего. Понятно, парню надо успокоится, отойти и все такое. Мэл Гибсону любовь дядюшки предложили прямо у отцовского гроба, и я удивилась, как это он не заехал по физиомордии дядюшки.
Встреча Гамлета с Офелией у Шекспира закончилась не то предложением, не то приказом принца: "Иди в монастырь!". Господа из Голливуда решили оставить эту реплику пр запас, чтобы Гамлет прошептал ее Офелии на ушко во время спектакля. Спрашивается: зачем?!
Гамлет какой-то агрессивный. Не как Дерек Джекоби - экспрессивный, истерический, а именно агрессивный. Вообще все в этом фильме агрессивные. Офелия чуть Гамлету лицо не выцарапала со своими подарками, Гамлет почему-то книжки рвет и скидывает старых советников с лестницы. Прочем, если принц сумасшедший, то он должен потерять сапог, как без этого?! (прием, взятый опять-таки из фильма 1980-го года), а куда камердинеры смотрят? Во время поединка с Лаэртом Гамлет, которому только что ясно дали понять, что Лаэрт его не прощает, почему-то кривляется, как шут. Зачем? вообще не понятно.
Сказать, что Гибсон плохо играет, я не могу. Он ирает хорошо, иногда даже очень хорошо. Но задача, которая была поставлена перед актером, изначально была неправильной.
А вот эпизод из фильма - один из самых удачных эпизодов в этом варианте "Гамлета".



В том же году, в той же Америке сняли еще один, на этот раз альтернативный фильм по Шекспиру.




"Розенкранц и Гилдестерн мертвы"
год - 1990
страна - США, Великобритания
режиссер - Том Стоппард
Гамлет - Иен Глен
(в главных ролях: Гэри Олдмен и Тим Рот)








Что вы знаете о Розенранце и Гильденстерне? На самом деле мало чего. Так мало, что Лоуренс оливье вообще решил не вводить их в свой фильм. Зато режиссер Том Стоппард возместил моральный ущерб этим двум персонажам.
Нам показывают историю Гамлета с той части, с которой в ней появляются Розенкранц и Гильденстерн. Это два немного туповатых, временами страдающих амнезией дворянина, которых вызвали откуда-то там, чтобы они выпытали у Гамлета, что же его так гложет. Они не помнят, кто их позвал, как это было, вообще они не очень-то понимают, что творится вокруг них и чего от них вообще хотят. О том, что письмо, которое они везут Британцу, на деле смертный приговор Гамлета, они узнают только на корабле. И там же, на корабле, их повесят актеры труппы некогда трагиков, теперь пропагандистов мелодрамы и порнушки.
Как эти два героя появились в жизни Гамлета? Почему исчезли? Неясно. Ясно одно. Где-то эти два джентльмена ошиблись, сказали "Да" там, где надо было сказать "Нет".
Шесть лет спустя на экраны выходит фантастический "Гамлет" Кеннета Брана.





 "Гамлет"
год - 1996
страна - Великобритания, США
режиссер - Кеннет Брана
Гамлет - Кеннет Брана








По сути Кеннет Брана повторил идею Лоуренса Оливье: быть режиссером самому себе. И фильм у него, и сам Гамлет получились невероятные.
Теперь нам показывают совершенно другой тип Гамлета. Он хорошо воспитан, у него изысканные манеры, но это уже не тот добрый, нежный Гамлет Смоктуновского. Это именно тот Гамлет, который "может пить кровь" и все такое. Но рядом с этим Гамлетом живет очень нежный, ранимый Гамлет, который всем сердцем любит Офелию и хочет правды - он устал от лицемерия всех вокруг, и эта усталость злит его. Как и смоктуновский, Кеннет Брана использует разнообразную палитру эмоций. выражение его лица вмиг может стать из нежного холодным, как лед, и наоборот. Шекспировский текст, который Брана по-видимому вовсе не сократил, он произносит с воодушевлением и должной долей пафоса.
Давайте посмотрим один эпизод.


Фильм в целом очень красивый. Брана создал мир без времени и места: здесь не понятно, какая это страна, какой это век. Здесь есть все: наделанный экшн, которого у Шекспира особо не было, динамика, местами мистика, местами эпичность. Некоторые моменты, особенно сцены с призраком, сделаны в стиле фентези, некоторые сцены умело подчеркнуты музыкой, ну прямо в лучших традициях "Титаника". Фильм то становится слишком мелодраматичным, например сцена, где Офелия читает королю и королеве письмо Гамлета (тоже не логично), то он слишком агрессивный. Гамлет выпрыгивает на сцену и мешает актерам читать свой текст, Полоний чуть ли не швыряет Офелию на скамью в церкви, Лаэрт тоже больше похож на ревнивого мужа, чем на заботливого брата.
Особая роль отведена принцу Фортинбрасу, который в конце все же завоевывает Датское королевство.
В фильме масса паралелей, которых может там и нет, но я все же их нашла (смешно получилось).
Например в этом кадре Гамлет почему-то напоминает мне Наполеона.


А в этом Христа.


А вот один эпизод, который обычно либо просто вырезают, либо снимают мельком, только самое важное. Это сцена в церкви, когда Гамлет чуть не убил Клавдия за молитвой. В этом фильме сцена снята подробно и очень красиво. 



Вспомните вопросы, которые я задавала вам и себе в самом начале. Что мы знаем о героях пьесы? Этот эпизод не навел вас на некоторые мысли? Если да, то мы никуда не спешим, может пока спокойно подумать, если же нет, пошли дальше.
У Гамлета "порвалась дней связующая нить", а у нас сменился век. Начало 21-го века. Новая эра для "Гамлета".




"Гамлет"
год - 2000
страна - США
режиссер - Майкл Алмерейда
Гамлет - Итан Хоук









Еще одна попытка поселить Гамлета в нашем мире. И попытка неплохая. Здесь Гамлет сын президента "Датской компании", живет он в Нью-Йорке, а Эльсинор здесь не что иное, как гостиница.
Майкл Алмерейда видит Гамлета немного депрессивным, растерявшемся в темпе деловой жизни мегаполиса молодым человеком, который по сути совсем недавно вышел из возраста компьютерных игр (урацкую шапочку Гамлет носит не случайно). Итан Хоук на протяжении почти всего фильма выглядит так, будто у него по жизни жестокое похмелье. А это и нормально. Сам Гамлет может и не пьет, хотя не исключено, но живет он в обществе и в городе, где на каждом углу вас поджидает стресс.
Кадр из фильма Алмерейды
Некоторые трюки Алмерейда взял из фильма Кеннета Брана. Некоторые трюки у него самого потом возьмут другие режиссеры. Но фильм сделан интересно. Дух времени пойман отлично, хотя герои очень мало отступают от шекспировского текста ( кстати, текст стоило бы немножко подкорректировать, просто учитывая то, что Гамлет живет в Нью-Йорке, слова "Дания - тюрьма" автоматически становятся бессмысленными). Так, Гамлет приглашает королеву и короля не на спектакль, а на показ фильма "Мышеловка", который смонтировал он сам. Причем фильм сделан в стиле артхаус: время-то изменилось, другие вкусы, другая мода, другое искусство.
Гамлет ведет видеодневник. И очень много реплик он говорит не кому-то из персонажей пьесы, а самому себе. Вообще, фильм как бы собран из материалов его видеодневника, записей камер наблюдения и "камеры со стороны".
Офелия тоже не отстает. Носит широкие джинсы и занимается фотографией. Сходя с ума, она раздает окружающим не цветы, а фотокарточки.
Приказ об убийстве Гамлета записан не на бумаге, а на дискете.
Полоний не думает, что стоит запретить своей совсем юной дочери видится с Галетом, пока не застает их целующимися в своей же квартире.
Лаэрт состязается с Гамлетом в фехтовании, но в конце застреливает его и себя из пистолета.
Это сумасшедший, депрессивный мир мегаполиса начала 21 века. И здесь вопрос "Быть, или не быть?" нужно перематывать снова и снова, хотя ответа все равно не найти.



В 2009-ом году BBC наносит свой последний, сокрушительный удар по "Гамлету".





"Гамлет"
год - 2009
страна - Великобритания, Япония, США
режиссер - Грегори Доран
Гамлет - Дэвид Теннант








О да, это удар ниже пояса! Кадр, который вы видите на афише, единственный красивый кадр во всем этом фильме.
Это еще одна попытка перенести Гамлет в 21-ый век, но попытка непонятная. Да, здесь носят смокинги, а не панталоны и чулки (хотя Офелия все равно жалуется Полонию, что Гамлет пришел к ней в чулках, пощенных ддо пят (?) ). Но нравы у людей такие же, как и "триста лет тому назад" (вспомнили Тартиу?). Лаэрт скромно прячет презервативы в чемоданах, Полноий разглагольствует о святости девственности, Офелия выглядит замученной и замызганной, и уж точно ее "красота" не может быть причиной болезни Гамлета. Но сам Гамлет!
Этот парень больше похож на офисную крысу, чем на принца. Причем на нервную офисную крысу, этакий клерк с комплексом неполноценности и приступами шизофрении. Вот вам эпизод в доказательство моих слов, а об этом фильме я больше говорить не буду.







"Гамлет: 21 век"
год - 2010
страна - Россия
режиссер - Юрий Кара
Гамлет - Гела Месхи








В 2010-ом году русские тоже  решили добить Шекспира (они что, сговорились?).
Давайте я покажу вам трейлер фильма, потому что ни одного нормального эпизода я так и не отыскала.


Режиссер Юрий Кара снимает четырехсерийный телевизионный фильм "Гамлет 21-ый век". У фильма слоган очень странный: "Готика Шекспира оживает". Где они там готику увидели? Но я же говорю, что каждый читает Шекспира так, как сам хочет.
Идея, в общем, понятна. Не просто перенести принца Датского в наше время, но создать такой мир, где весь Эльсинор красится по-готски, ночами веселится на королевских вечеринках и смотрит на гонки Лаэрта и Гамлета.
Гамлет тут "любитель девочек и спортивных машин", Лаэрта готова разорвать толпа фанатов, вернее фанаток, король и королева не целуются, а лижутся, простите за выражение, Офелия гламурная барышня, а папочка ее больше похож на начальника охраны, чем на советника.
В принципе идея неплохая, если бы...
Если бы актеры нормально играли! В 'том фильме все играют плохо, а Гамлет и Офелия - просто отвратительно. Офелия говорит не то с каким-то странным акцентом, не то с раздражающим гламурным говорком. Гамлет и того хуже. Ни один из замечательных монологов Гамлета Гела Месхи не сыграл как следует. Раньше я просто не догадывалась, что можно так плохо сыграть Шекспира. Оказалось, можно.
В этом фильме одно только хорошо. Вместе с оригинальным текстом трагедии, переделанным по усмотрению режиссера (тоже очень плохо) звучали еще и сонеты Шекспира. И, ксатати, их молодые актеры читали не так плохо.



Давайте на этой почти оптимистической ноте попробуем закончить это бумагамарание, в нашем случае - бессмысленное заполнение интернет пространства.
Смотрите фильмы, читайте книги и поменьше слушайте чужое мнение, лучше иметь свое.

P.S. История Гамлета так популярна, что ее "сыграли" даже известные всем Симпсоны. :)


2 comments:

  1. "Парня", которого вы назвали "офисной крысой", назвали лучшим Гамлетом своего поколения (http://www.dtbooks.net/2015/07/david-tennant-is-greatest-hamlet-of-his.html). Он один из самых блестящих шекспировских актеров нашего времени. Режиссер, который ставил этот спектакль - художественный руководитель Шекспировской королевской труппы, один из лучших постановщиков Шекспира в мире. *А я было обрадовалась, что нашла интересный текст про "Гамлета"....*

    ReplyDelete
  2. Лично я не думаю, что Теннант лучше Смоктуновского или Кеннета Брана. И это хорошо, что я не знаю, кто считается лучшим в шекспировском мире по мнению авторитетных критиков Так их мнение никак не влияет на мое.

    ReplyDelete