Saturday, November 29, 2014

Алов и Наумов. "Два сапога - пара".

Алов

Наумов
Из школьного курса истории древнего мира я запомнила
только странную военную тактику римских легионеров. В римском войске было два полководца. Один день командовал один, на другой день - второй. Очень часто яростное наступление, начатое вчера, завтра заканчивалось позорным отступлением, а все из-за разногласий этих двух главнокомандующих. На войне руководить должен один. Впрочем, на съемочной площадке тоже. Хотя из всех правил есть исключения, зачастую яркие и невероятные, призванные, однако, только и только укрепить общее правило. И сегодня мы поговорим об одном таком исключении.

Александр Алексаднрович Лапскер родился 26 сентября 1923 года в Харькове. Участвовал в Великой Отечественной войне, после которой был награжен Орденом Красной Звезды и медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне". После этой самой победы наконец смог поступить во ВГИК, где в 1951 году закончил режиссерский факультет. 1951 - 1957 гг работал режиссером на студии Довженко. Известен как режиссер Алов.
Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде в семье кинооператора Наума Соломоновича Наума-Стража. В каком-то смысле он пошел по стопам отца, и в 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. 1952 - 1957 гг работал режиссером на студии Довженко. Известен как режиссер Наумов.

Впоследствии фамилии Алов и Наумов будут помнить как одну нераздельную фамилию - Алов-Наумов. Потому что это один из тех творческих дуетов, в котором сложно представить одного режиссера без другого.
Оба они - выпускники творческой мастерской Игоря Андреевича Савченко (кстати, из той же мастерской вышли такие режиссеры, как Марлен Хуциев и Сергей Параджанов).
В 1952 году, закончив ВГИК, Наумов стал ассистентом Савченко на фильме "Третий удар", а потом - "Тарас Шевченко". Фильм еще не был сдан в пост-продакшн, как Игорь Андреевич скоропостижно скончался. Так что "Тараса Шевченко" Наумову пришлось заканчивать вместе с Аловым, который тоже работал на киностудии Довженко. С тех пор они были неразлучны.
Первым самостоятельным совместным фильмом дуета Алов-Наумов стала "Тревожная молодость" по трилогии Беляева "Старая крепость" (1954г.). Следующей стала экранизация романа Николая Островского "Как закалялась сталь", известная в истории кино, как фильм "Павел Корчагин (1956г).

1. "Павел Корчагин"






Это одна из пафосных историй советской реальностии, когда людей кормили обещаниями не о Царствии Божьем, но о светлом будущем, и взамен посылали на войну  - сначала с людьми, потом с природой. Это история, чем-то напоминающая "Коммуниста" Юрия Райзмана, где трудовой подвиг ставится на такой же почетный пьдестал, как и подвиг ратный.
Главный герой, совершающий в течении фильма и ратный подвиг, и трудовой, - молодой Павел Корчагин - первый хулиган в городе. Он с удовольствием дружит с сердобольной барышней из женской школы - Тоней и всем сердцем восхищается юной комунисткой Ритой. Не долго думая, он поступает в комсомольцы и с красной звездой на шапке отправляется на войну. В восемнадцать лет он уже контженный, и его первым же поездом отправляют к матери. Но дома Корчагин долго сидеть не может. Его вместе с другими комунистами и комсомольцами он отправляется строить дорогу. Люди живут в бараках, естественно голодно, холодно - какой же подвиг без тяжелых условий работы. Но комсомольцы не унывают. Они честно трудятся и ждут смены из города. Но вот в назначенный день из города приходит поезд, но смены на нем нет. Приезжают партийные руководители и объясняют, что смены нет, но раз уж на месте уже есть орава молодых и сильных людей, то им и придется заершить начатую работу. Корчагин мечтательным тоном говорит, что братцам место не в городе, а здесь. Какой-то добрый молодец тут же устраивает скандал и бросает свой партийный билет в лицо Рите. "Этот кусок картона", как он сам выразился, сжигают у него на глазах и с позором изгоняют предателя прочь. Но тем, кто остался, тоже сладко не пришлось. Местное командование даже решило остановить поезд в богатыми кулачками-пассажирами, которых заставили помочь трудовому народу расчистить снег. В этом поезде Корчагин встречает Тоню, которая теперь расфуфыренная барыня и, как выразился Корчагин, пахнет нафталином. Но Тоня мало волнует Павла, ведь теперь он серьезно влюблен в Риту. Но, как сказала Рита, сейчас не до любви, что тоже в духе тогдашнего Советского Союза, и любовная линия в этом фильме не получает никакого дальнейшего развития. Изнуренный тяжелым трудом Корчагин падает в обморок, и его тут же отправляют домой. Наконец-то мать сможет поухаживат за сыном, только ухаживать ей придется ой как долго.
Корчагин поправляется, он уже может ходить, првада пока только с помощью костылей. Но вдруг он подслушивает разговор доктора с медсестрой, из которого он узнает, что его ждут "трагедия неподвижности" и слепота. В порыве отчаяния Павел даже готов покончить жизнь самоубийством, но он был бы Павлом Корчагиным, если бы закончил жизнь так бесславно. Лежа в постели, слепой, как новорожденный котенок, он все равно не сдается и пишет роман "Как закалялась сталь", чтоы передать будущим поколениям героический дух своего времени. "И если вам скажут, что Пака Корчагин сдался, ерунда все это!"
Скажем так, получился добротый советский фильм, в котором, по сравнению с другими фильмами такой тематики, не так много пафоса, чтобы не заметить все хорошее, что в нем было.
Роль Павля Корчагина исполнил тогда еще совсем молодой, но очень талантливый Василий Лановой. По сути это была его третья роль в кино, а ведь тогда он еще и не окончил Щукинского театрального училища. Лановой в роли Корчагина просто прекрасен. Прекрасен, не потому что он внешен красив, а потому, что то ли характер Корчагина, то ли воспитание Ланового наложили на его и без того красивое лицо отпечаток мужества, воли и ума.
Потом Лановой нимется в таких знаковых фильмах, как "Анна Каренина", "Война и мир", "Дни Турбиных", "Семнадцать мгновений весны", "Офицеры", "Коллеги" - да всех и не перечислишь. Но роль Корчагина будет одной из самых ярких в его послужном списке. Герой того времени, способный "сжать сердце в кулак"и свернуть любую гору. Ой, что-то меня на советский пафос потянуло, так что закругляюсь и перехожу к следующему фильму.

В 1957 году Иван Александрович Пырьев пригласил молодых режиссеров на Мосфильм. И вот, в 1961 году на экраны вышел фильм "Мир входящему", который удостоился специального приза жюри за лучшую режиссерскую работу и Кубка Пизонетти (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм) на 22-ом Международном венецианском кинофестивале.

2. "Мир входящему"



В Советском Союзе снимали много фильмов о войне, но этот особенный. Вообще должна заметиь, что Алов и Наумов обладают невероятным талантом создавать в каждом фильме свою - единственную и неповторимую - атмосферу.
Итак, "Мир входящему". Младший лейтенант Ивлев очень спешит. Он только что закончил военное училище по программе "взлет-посадка" (это из "В бой идут одни старики", хотя Ивлев летчиком не был), а до конца войны осталось несколько дней, "Дорог каждый час", и зеленому лейтенантику не терпится померится силами с супостатами, показать "силушки боатырской" и все такое. Но начальству его благродные порывы неинтересны, и его вместе с контуженным немым Ямщиковым и полуграмотным шофером Рукавицыным отправляют на архисрочное и архиважное задание: доставить беременную немку Барбару за тридевять земель в госпиталь, пока она "не родила на копоте". Хотя война уже почти доведена до победного конца, но все же на дорогах неспокойно. Через туннель ехать опасно: там пошаливает молодой немец с автоматом, у которого явно не все дома. Если бы Рукавицын не был так занят хорошенькой регулировщицей, нашим героям не пришлось бы ехать через тунель. Однако все обошлось. Пара ударов ремнем по мягкому месту слетевшего с катушек солдатика, и можно ехать дальше. Но не все так просто, как кажется. В ходе "миссии невыполнимой" Ямщиков и Рукавицын погибают. А Ивлев с помощью туповатого американца-союзника все-таки доставляет Барабару в госпиталь, где она наконец рожает. Финальный кадр: ребенок демонстративно писает на груду уже ненужного оружия. Вот так вот.
Роль Ивлева сыграл впоследствии всем известный Шурик - Александр Демьяненко. Кстати, Шура Ивлев появился на экране раньше, чем студент-очкарик, так что он и есть настоящий Шурик. В фильме снимались Виктор Авдюшко (Ямщиков), Станислав Хитров (Рукавицын), Лидия Шапоренко (Барбара). Роль американца исполнил Николай Гринько. В роли регулировщицы выступила Изольда Извицкая, которая даже с наличием текста в две строчки умудрилась показать свой знаменитый пафос.
Но в целом фильм получился замечательный. Здесь есть тонкий юмор, особая душевность, некоторая трагичность, интересные сюжетные повороты, колоритные, запоминающиеся персонажи и своя атмосфера. Этот фильм нельзя сравнить ни с одним военным фильмом - "Баллада о солдате", "Летят журавли", или "В бой идут одни старики". Для меня этот фильм стоит как-то в стороне. Он даже и не фильм о войне, а фильм о мире.

Есть режиссеры, которые каждый год выпускают в далнее плавание по мировой киноиндустрии очередной фильм. Алов и Наумов никуда не спешили. Их следующи фильм вышел только в 1966 году. И это был "Скверный анекдот" по Достоевскому.

3. "Скверный анекдот"







Подборка кадров из фильма "Скверный анекдот"

Признаюсь, я не читала рассказ Достоевского, по которому снят фильм, но тут и без того все понятно. В очередной раз гении русской литературы обыгрывают тему маленького человека, причем на этот раз как-то "в лоб".
Действительный статский советник Иван Ильич Пралинский, действительно гуманный человек, случайно попал на свдьбу своего подчиненного Пселдонимова, который в тото вечер женился на дочери другого мелкого чиновника (но все же рыбки по крупнее, чем сам Пселдонимов) Млекопитаева. Но как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Пралинский предполагал, что он войдет в уютный дом, где его встретит красавица-невеста (ведь не бывает некрасивых невест) и весь такой подтянутый "руки-по-швам" Пселдонимов, который будет кричать ему "Ура!". Вместо этого он попал в грязную избу, увидел дурнушку-невесту, целую свору полупьяных придурковатых родственников и жалкого женишка. Одним словом, дом - бесплатное приложение к кругам ада Данте. Хотя кому было хуже  - советнику, или самоу жениху - это еще бабушка на двое сказала. В доме ведь даже нормального шомпанского нет, все кислятина какая-то. Чтобы не ударить в грязь лицом, Пселдонимов вымаливает два гроша у тестя. Только вот за эти два гроша ему пришлось унизиться и станцевать казачка для своенравного старикашки. Но это еще не все. Начальник злосчастного жениха заснул чуть ли не на полу в готиной, так что его пришлось уложить на брачное ложе, красиво убранное для голубков. Новобрачным же пришлось в первую брачную ночь устроиться на стульях в гостиной. В попытке овладеть невестой Пселдонимов разрушил ложе из стульев и в очередной раз посрамился.
В конце фильма гуманному Пралинскому сообщают, что Пселдонимов перевелся в другой департамент.
Потом нам показывают, как в доме Пселдонимова убили муху, которую приняли за самого Пселдонимова. Мать его опознала тело, и началось траурное шествие, так что никто уже не мог определить - на свадьбу он попал, или на похороны. Символика тут не в бровь, а в глаз, как говорится.
Если сравнить этот фильм с предыдущими двумя, то это совершенно другой почерк. Ни за что бы е поверила, что режиссеры этого фильма потом снимут "Тегеран 43", если бы не правдивые титры. Здесь Алов и Наумов использовали трюк, который они не повторили потом ни в одном фильме: в шумном танце, в истерике, в прыжке герои вдруг застывают, повисают в воздухе, а за кадром идет голос диктора, который "объясняет то, что и так понятно". И это придает фильму такую иронию, такую изюменьку, такой вкус и цвет, а ведь такой примитивный прием.
Кроме того здесь впервые можно увидеть другой прием Алова и Наумова, который потом будет и в других фильмах. А именно - полумистические, символистические сцены, которых в советском кино раз, два и обчелся. В данном случае Пралиснкий видит странные сны, например, как буквально маленькие люди (с большими головами, сразу вспомнила мультик "Братц" - кошмар моего детства) выражают ему глубочайшее уважение от лица "обшественности". Или как он просит милостыню у того же Пселдонимова. А в другом сне Пселдонимов хочет повеситься у него на глазах, но потом они начинают кружиться в вальсе. И так далее.


4. "Бег" (1970г.)
Одним из лучших фильмов Алова и Наумова, если не самым лучшим, считается "Бег". Фильм снят по мотивам сразу трех произведений Михаила Булгакова - "Бег", "Белая гвардия" и "Черное море". 
Сюжет рассказывать в данном случае совершенно бессмысленно. Если в двух словах, то этот фильм об установлении в Росси власти большевиков и бегстве белых офицеров за границу. Главными действующими лицами являются генерал Хлудов и генерал Чарнота, а также Серафима Корзухина, приват-доцент Голубков, Паромон Ильич Корзухин - "пушной товар". Но вместе с ними нам показывают очень и очень много других людей, других историй, других судеб. Здесь и мелкий жулик, зарабатывающий свой хлеб тараканьими бегами, и белые офицеры, которые заказывают гробовщика для себя, и бывший начальник контр-разведки, который считает, что храбрость и хитрость - одновременно и достоинства, и недостатки, и жана генерала, которая вынуждена ходить на панель в константинопле, чтобы прокормить своего благородного мужа, и мальчик, который играет с пишущей машинкой в то время как вокруг все бегут и кричат. 
Во всей этой суматохе мы можем снова и снова наблюдать новый прием Алова и Наумова, который был еще в "Скверном анекдоте". Полумистические сны Хлудова, где слепые солдаты пытаются нащупать в своей вечной темноте дорогу, а Крапилин - единственный, кто видит, молчит, и его зловещее молчание страшнее любых обвинений и проклятий. 
Для меня "Бег" - это прежде всего коллекция замечательных, невероятных, глубоких актеров. Особенно хочу отметить Дворжецкого (Хлудов), Ульянова (Чарнота) и Олялина (Крапилин). 
Я не могу сказать, что в чем-то фильм плох, нет! Замечательная операторская работа, своеобразная музыка (что тоже присуще фильмам Алова и Наумова), прекрасный сценарий. Но актерская работа здесь настолько выделяется, что я обязана была особо отметить ее, что я и сделала. 









Подборка кадров из фильма "Бег".

Об этом фильме ходит много легенд. Например, известно, что первоначально авторы задумывали назвать картину "Сны о России" - пафосно и патриотически. Потом решили сгустить краски и назвать фильм "Путь в бездну", но в конце концов вернулись к рабочему названию "Бег". Специально для съемочной группы был организован закрытый показ запрещенного в СССР фильма Дэвида Лина "Доктор Живаго" (1965г.). Кроме того консультантом фильма была третья жена и муза Булгакова - Елена Булгакова. Именно она придумала эпизод, в котором гробовщик проводит пальцем по щеке белого офицера и говорит:  «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!»
Общие планы Константинополя снимали в Стамбуле. Но подпольно, поскольку не удалось получить разрешения религиозных организаций. Чтобы съемка не считалась профессиональной, снимали на ручную камеру. А вот сценаы, где Ульянов удет по улице без штанов, действительно снимали в Париже. Но вот что удивительно: скажем так, "не парадный" вид актера никого не удивил. 
Сегодня мы восторгаемся этим фильмом, по крайней мере я в восхищении, как сказал бы булгаковский Бегемот. Но в свое время фильм мог бы запросто оказаться на полке. Председателю Госкино не понравилось то, что белые главнокомандующие получились очень благородными и вызвали к себе любовь, хотя должны были вызывать ненависть и отвращение. Особенно чиновника поразило то, что Чарнота получился прямо-таки положительным персонажем. Премьеру фильма в России отменили. Но спас картину один совершенно из ряда вон выходящий случай. Получилось так, что Наумов и Ульянов летели  из Чехословакии в Москву. Внезапно их пригласили в соседний салон, где члены политбюро играли в домино, и им не хватало двух игроков. Новички Наумов и Ульянов смогли-таки обыграть своих высокопоставленных соперников. Победитель получал право попросить все, что угодно. Что попросили Наумов и Ульянов, я думаю, и так понятно. 








5. "Легенда о Тиле" (1976г.)


Брегель. "Слепые"
Алов и Наумов сняли немало экранизаций, причем в их копилке такие авторы, как Островский, Достоевский, Булгаков. Но "Легенда о Тиле" - совершенно другой фильм. Снят он по мотивам книги Шарля де Костера "Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах". Это смешная и в то же время страшная книга о зверствах инквизиции в Европе эпохи испанского короля Филиппа Второго.
Я кажется уже говорила, что в каждом своем фильме Алов и Наумов умудрялись создать свою неповторимую атмосферу. И этот фильм не исключение. Причем режиссеров явно вдохновил Брегель, не случайно же в начале и в конце фильма, точнее фильмов, потому что здесь две (четыре в полной версии) серии, титры появляются на фоне картин Брегеля. Сам фильм начинается сценой со слепыми, которые изображены на этой картине Брегеля.


Роль Неле исполнила Наталья Белохвостикова, которая впоследствии появится в фильмах Алова и Наумова "Берег" и "Тегеран 43", потом еще и в фильме "Десять лет без права переписки" Наумова (уже после смерти Алова). Роль Тиля воплотил Лембит Ульфсак, а его друга Ламме сыграл несравненный Евгений Леонов. В роли короля Филиппа - Инокентий Смоктуновский.
Фильм получился очень смешной, но в то же время и тяжелый. От сцен пыток мурашки по коже. Поразила сцена, где пытали Катлину. Пара минут в каком-то зловещем шкафу, и довольно-таки молодая женщина превращается в полоумную старуху.
И опять здесь есть полумистические сцены, сцены, наполненые колдовством и символикой. Например, сцена, где Тиль и Неле встречают Спасителя, который говорит, что Тиль лежит на полу, но думает, что спит, что на самом деле ему надо встать и продолжить путь.



6. "Тегеран-43" (1980г.)
Это наверное мой самый любимый фильм из фильмографии Алова и Наумова. И опять этот фильм не похож ни на какой другой фильм этого творческого дуета.
Это история покушения на господ Сталина, Черчилля и Рузвельта в 1943 году в Тегеране. Это история любви переводчицы Мари и разведчика Андрея. Это история наемного убийцы Макса Ришара, которого спустя много лет убьют за его чуть ли не единственное не удавшееся убийство. И вообще, это невероятно красивый фильм. Действие здесь перескакивает из одной эпохи в другую, из прошлого в будущее, из Нью-Йорка в Париж, а из Парижа в Москву и Тегеран. Каждый город, каждое время имеют свою особую атмосферу, свой цвет, свой кураж, но все эти кусочки мозаики соединяются одной общей стилистикой, общей атмосферой. Именно за счет этого - маленьких локальных атмосфер внутри одной общей - я могу сказать, что "верю" этому фильму. (Я с ужасом подсчитываю, сколько раз за свой реферат я написала слово "атмосфера". Но это не удивительно, потому что именно умение создать, сотворить тонкую и точную атмосферу каждого своего фильма отличает творческий союз Алов-Наумов от всех других режиссеров).











Подборка кадров из фильма "Тегеран 43"

"Тегеран-43" - масштабный проект, производство сразу четырех стран - СССР, Испании, Франции и Швейцарии. Может именно этот факт позволил режиссерам набрать поистине звездный актерский состав. В главных ролях Наталья Белохвостикова и Игорь Костолевский, но рядом с ними такие мировые величины, как Ален Делон, Курд Юргенс, Клод Жад, Армен Джигарханян. В таком коллективе трудно выделить кого-то одного, но я все же хочу особо отметить работу Натальи Белохвостиковой, которая сыграла дразу три роли - Мари Луни, ее дочь Натали и ее маму в сцене воспоминаний маленькой Мари. Интересный факт: маленькую Мари и девочку, похожую на нее, сыграла Наталья Наумова - дочь Наумова и Белохвостиковой.
Именно в этом фильме впервые прозвучала песня "Вечная любовь" в исполнении Шарля Азнавура (текст Шарля Азнавура, музыка Жоржа Гарваренца). Кстати, не могу удержаться от соблазна перечислить всех армян, которые тем или иным образом принимали участие в создании фильма. Во-первых, конечно, Армен Джигарханян, который исполнил роль Ришара, потом Артем Карапетян - закадровый голос, естественно, Шарль Азнавур и Жорж Гарваренц, затем Роланд Казарян - звукорежиссер, и наконец Эмин Хачатурян - дирижер. Знаю, что это детская какая-то гордость за "своих" сейчас во мне говорит, но мне все равно, "пусть говорит".
Об этом фильме я просто не могу говорить долго (еще и потому, что я с каждым фильмом все больше и больше повторяюсь). Мне хотелось бы, чтобы вы его посмотрели, а потому я прямо сейчас покажу вам несколько кадров.






В 1971 году Алов и Наумов - опять вместе - решили попробовать свои силы на театральных подмостках, и поставили спектакль "Тоот, другие и майор" в театре "Современник". С 1980 года они вместе руководили творческой мастерской в своем родном ВГИКе. 
У обоих уйма премий и званий: заслуженный артист СССР, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Государственная премия СССР (которая была вручена Алову посмертно). С 1963 года Наумов возглавил творческое объединение киностудии Мосфильм. 
Александр Алов умер 12 июня 1983 года в Риге. В 1985 году Наумов снял документальный фильм про своего друга, который назывался "Алов". 
Сам Наумов продолжил свою режиссерскую деятельность, поставил такие фильмы, как "Выбор", "Закон", "Десять лет без права переписки", "Белый праздник", сценарий к которому писал совместно с Тонино Гуэрра. 
Позже его дочь - Наталья Наумова - сняла фильм о нем. 
А с 2002 года Владимир Наумович Наумов - первый президент академии кинематографических наук и искусств. 
Вот так вот. 

No comments:

Post a Comment