Friday, December 5, 2014

Плутовская школа Вернера Херцога, или "Как выжить в джунглях с сумасшедшим"

Вернер Херцог

Гер Вернор Херцог Стипетич - немецкий кинорежиссер, сценарист, актер, но в первую очередь весьма и весьма незаурядная личность, одно знакомство с которой может научить очень и очень многому.
Родился он 5 сентября 1942 года в Мюнхене. В то время, как вы понимаете, в самом разгаре была Вторая мировая война, так что свое детство он провел в глухой горной деревне Захранг в Баварии. Это была настолько глухая деревня, что, как признался режиссер, он узнал о существовании кинематографа лишь в 11 лет, а в 17 в первый раз в жизни позвонил по телефону. Несмотря на это, уже в 14 лет Вернер решил, что будет режиссером. Это случилось внезапно, как будто на ребенка сошло озарение. Вернер любил ходить пешком, и одно из главных решений в его жизни он принял именно во время пешей ходьбы. "Я понял, что должен стать поэтом кинематографа, но еще не понимал, смогу ли выдержать ту ношу, которую возложил на собственные плечи. Размышляя об этом, я провел целую ночь у замерзшего озера и решил, что готов принять вызов, а также - что я никогда не буду бояться".


Так и случилось. Уже в возрасте 12 лет мальчик переехал в Мюнхен, где поступил в гимназию. Именно в это время Вернер заинтересовался кино, и еще поэзией. В юности он получил несколько наград, как подающий надежды поэт. С кино все было несколько сложнее. Наряду с учебой в гимназии, Херцог работал в ночную смену сварщиком на сталелитейном заводе, чтобы заработать деньги на свои фильмы. В 17 лет удача наконец улыбнулась будущему режиссеру. Его сценарий был запущен в производство одной из немецких студий. Но, как известно, все тайное становится явью: как только продюссеры узнали, что автор сценария - несовершеннолетний, проект тут же закрыли.
В 1961 году Херцог закончил гимназию и поступил в Мюнхенский университет, где изучал историю, литературу и театр. В 1962 году, когда ему было всего 19 лет, он снял свой первый фильм - "Геракл".
Если в двух словах, то в фильме молодые парни балуются с гантелями, красуются перед зеркалами, восхищаются своими бицепсами и трицепсами, а в мире в это время проходят какие угодно соревнования, но только не спортивные.
Не могу удержаться от соблазна, чтобы не сказать, что этот фильм во многом похож на те короткометражные документалки, которые мы снимали на первом курсе. Здесь тоже использован параллельный монтаж, концепция проста и изящна, и подход невероятно молодежный, с такой юношеской иронией, со скрытым пафосом, который легко прочесть именно в моем возрасте, и легко понять иначе, когда ты уже постарше. Я не хочу сказать, что Херцог - непрофессионал. Я просто хочу сказать, что если смог он, когда-нибудь сможем и мы. Может, именно поэтому для меня так важно познакомить вас с ним.
Уже в 1963 году Херцог открыл свою собственную киностудию (видимо на сталилитейном заводе неплохо платили). А в 1964 году получил престижную премию Карла Майера за сценарий "Признаки огня" (фильм назвали "Признаки жизни" /1967г./). (Напомню, что Карл Майер известнейший немецкий сценарист, автор сценария таких фильмов, как "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине и "Последний человек" Мурнао). 
Зрелый период Херцога начинается с фильма "И карлики начинали с малого" (1970г.). Но настоящая известность приходит к режиссеру после фильма "Агирре, гнев Божий" (1972г.), и я начну именно с него по той простой причине, что это был первый фильм, в котором Херцогу пришлось поработать с Клаусом Кински, а свой реферат я хочу посвятить им обоим.
Еще когда Вернеру было 13 лет, он и его мама жили в одной квартире с психически неуравновешеным (и это еще мягко сказано) актером Клаусом Кински. Наверное, Вернеру тогда и в голову не могло прийти, что именно этот человек снимется в четырех  главных его фильмах.
Позже я буду хвалить Херцога за его терпение, мужество и смекалку, потому что именно эти качества пригодились ему в работе с Клаусом Кински, который на съемочной площадке был просто невменяемым. Но прежде, чем скопировать сюда пару разоблочительных историй, я бы хотела написать пару слов о Кински, чтобы все поняли, что он не без причины был таким психопатом.
Кински родился в Сопоте, Польше, в свободном городе Гданьске. Сначала посещал гуманитарную гимназию имени принца Генриха, из которой его исключили за бессовестные семимесячные прогулы занятий, потом учился в гимназии имени Бисмарка, где его дважды оставляли на второй год. Клаус был вынужден подрабатывать, в поисках работы он даже оказался в морге в качестве мойщика трупов.
В 1943 году, в возрасте 16-и лет, Кински был призван на военную службу и отправлен в Голландию. В 1944-ом он покинул свою часть, но был пойман и проговорен к смертной казни за дезертирство. Казнить его должны были рано утром, а ночью его охранял солдат, который "увлекался гомосексуализмом". Он сказал, что Кински уже должно быть все равно, и изнасиловал его. Улучив нужный момент, Кински ударил своего надзирателя по черепу и сбежал. В ноябре того же года он попал в британский плен, а в 1945 году был переправлен в Англию. В плену Кински провел более года. Именно в лагере военнопленных Кински впервые вышел на самодельную сцену.
После войны Кински играл сначала на провинциальных, а потом берлинских сценах. Был известен своими монологами, читал Ницше, Артюра Рембо и даже Новый Завет. Публике особенно нравился его передвижной "Тур Иисуса", в котором Кински изображал Христа как психопата-авантюриста. Кстати, славе в кино Кински обязан именно ролями психопатов.
В кино Кински предпочитал низкопробные коммерческие фильмы настоящим шедеврам, потому как гонорары там были выше. Он отказался работать с такими режиссерами, как Феллини и Спилберг. "Я как проститутка — продаюсь за более высокую цену", - писал Кински. Исключением из этого правила стали фильмы Сержио Леоне "Доктор Живаго" и "На несколько долларов больше".
Трудно сказать, кто кому больше обязан - Херцог Кински, или Кински Херцогу? Потому что те роли, которые Кински сыграл у Херцога, были поистине прекрасным материалом, на котором Кински смог показать весь свой талант.
А теперь наконец перейдем к первому фильму, в котором Херцог и Кински столкнулись лицом к лицу.

"Агирре, гнев Божий" (1972)

В своей плутовской школе Херцог учит режиссеров ходить пешко и вскрывать замки. Сам он часто путешествует пешком и ночует в пустых домах. Там он ничего не трогает, а уходя, запирает дверь (прямо как в фильме Ким Ки Дука "Пустой дом"). Характер авантюриста не раз помогал Херцогу и в работе.
Достаточно того факта, что первые свои 11 фильмов, в том числе и "Агирре, гнев Божий", Херцог снял на камеру, которую украл из Мюнхенского университета. "По идее, она предназначалась для молодых, подающих надежды режиссеров, - рассказывал Херцог, -  но мне ее не давали. И вдруг я на 10 секунд оказался один в помещении, где хранилось оборудование. Я быстренько схватил самую лучшую камеру и ушел".
С этим фильмом связано очень много интересных историй. Например, сценарий фильма Херцог написал за 2,5 дня, причем не в самом трезвом виде. "В это время я ехал со своей футбольной командой в автобусе. Мы везли две бочки баварского пива для команды, с которой должны были играть в Италии, но так получилось, что первую из них опустошили уже в Австрии. Я строчил сценарий на маленькой пишущей машинке, которую держал на коленях, а вокруг меня пьяные вдребадан молодые люди горланили непристойные песни. Самое ужасное, что наш высоченный голкипер постоянно пытался заглянуть мне через плечо и прочесть, что я пишу. В конце концов его вырвало прямо на страницу, так что часть написанного пришлось выкинуть в окно. Так пропала пара превосходных сцен - я до сих пор так и не вспомнил, что там было".
Об этом фильме Херцог и Кински потом напишут книгу "Как выжить в джунглях с сумасшедшим". Обоим было что вспомнить о создании фильма.
"Когда он пришел ко мне домой, - вспоминает Кински, -  он так стеснялся, что с трудом решился переступить порог. Возможно, это была всего лишь своего рода тактика. В любом случае он так долго торчал в дверном проеме, что мне пришлось прямо-таки втаскивать его внутрь. Как только он вошел, он стал сразу же рассказывать мне о фильме. Я сказал, что читал сценарий и знаю всю историю. Но он совершенно не слушал, он все говорил, говорил и говорил.
Он — медленно работающая машина по несению вздора. Устаревшая модель, у которой не работает выключатель, которым перерубают весь приток энергии. Поэтому мне надо было дать ему по роже. Я должен был его ударить. Но даже без сознания он бы продолжал говорить. Даже если бы ему перерезали голосовые связки, он бы продолжал говорить как чревовещатель. Даже если бы ему перерезали горло и отделили бы голову от тела, все равно шел бы словесный поток из его рта, как газы из разлагающегося трупа".
Не самый лестный отзыв, конечно, но с другой стороны Херцог тоже был не вполне доволен Кински.
"Кински всегда хотел быть в самом центре событий, - пишет Херцог, -  и, если вдруг он терял свою важность, он начинал бушевать. Был, например, такой случай, когда одного из лесорубов укусила змея. Причем чучула, то есть самая опасная из всех змей. Обычно всего через несколько минут сердце останавливается и дыхание прерывается. Пила у лесоруба выпадает из рук, выключается. Через несколько секунд он хватает ее снова, заводит, как заводят моторную лодку, и отрезает себе ногу. Это спасло его, потому что наш лагерь был на расстоянии двадцати минут ходьбы, и врач, конечно, не успел бы ему помочь. Когда это случилось, Кински, который оказался вдруг совершенно незначительной фигурой, тут же начал орать из-за того, что ему дали не горячий, а теплый кофе. На протяжении нескольких часов он кричал, приблизив свое лицо очень близко к моему. Я уже не знал, как его успокоить.
В какой-то момент я пошел в свою хижину, где у меня в запасе была маленькая плитка шоколада, которая хранилась несколько месяцев. За такую вещь могли бы убить. Я вернулся к Кински, приблизил свое лицо к нему и начал медленно есть шоколад. Это сработало: Кински затих".
Кински не нравилось то, что Херцог спокойно им командовал. Он кричал, что можно и поинтересоваться, что он сам думает обо всем этом, ведь он знает, как правильно сделать. Теряя самообладание, Кински не раз грозился уехать из съемочного лагеря в джунглях. Однажды он на полном серьезе собрал свои вещи и бросил их в моторную лодку, намереваясь покинуть съемочную площадку, и все это только потому, что Херцог не уволил помощника оператора, который якобы ухмыльнулся, когда он читал текст. Херцог спокойно сказал актеру, что так не годится и что фильм важнее их личных отношений. Кински все же собирался уехать, и тогда Херцог сказал, что у него есть ружье, и что на следующем повороте реки он настигнет Клауса, и восемь пуль окажутся в его черепе, а девятая - в черепе самого Херцога.
"Херцог — жалкий, желчный, завистливый, воняющий скупостью и жадностью, злой, садистский, вероломный, промышляющий шантажом, малодушный и очень лживый человек, - бушевал Кински. - Его так называемый талант — не что иное, как мучение беспомощных существ и, когда надо, доведение их до смерти. Никто и ничто не интересует его, кроме его ничтожной карьеры так называемого режиссера. Ведомый патологической манией вызывать сенсацию, он провоцирует бессмысленные трудности и опасности и ставит безопасность и даже жизнь на карту — только для того, чтобы потом он мог сказать, что он, Херцог, блестяще справился с непреодолимым"
Говорили, что дошло до того, что Херцог просто привязал к камере ружье, так что актерам пришлось играть будучи "на мушке". Сам Херцог впоследствии утверждал, что это неправда, хотя и признавался, что в какой-то момент планировал поджечь Кински вместе с хижиной.
Теперь о самом фильме. Это история об испанских конкистадорах, которые объявляют себя господами Эльдорадо. Они плывут на плоту по Амазонке и объявляют все земли, которые только могут разглядеть, своими, даже не думая о том, что у этих территорий уже давно есть свои законные хозяева. В центре всех событий ненормальный и жестокий Агирре, который справедливо называет самого себя гневом богов. После всевозможных злоключений, Агирре приводит к гибели всех своих товарищей и молодую дочь, после чего погибает сам.
До работы над "Агирре" Херцог уже снял несколько игровых и документальных фильмов. Это его увлечение двумя совершенно разными жанрами сыграло с ним злую шутку. Критики утверждали, что в его игровых фильмах слишком много документальности (не могу с ними не согласиться), что делает фильм затянутым и скучным. С другой стороны критики обвиняли Херцога в том, что в своих документальных фильмах он подтасовывает факты и использует постановочные сцены.
В "Агирре" все та же проблема. Фильм затянут и скучен. Удивляюсь, как с таким пафосным названием и сюжетом с таким потенциалом - кучка людей бредет по джунглям и легкомысленно объявляет себя господами этих земель: согласитесь, здесь можно придумать любой поворот событий и держать зрителя в постоянном напряжении - получился такой скучный фильм. Видимо, сказалась потеря тех двух страниц, которые режиссер выбросил в окно. Кроме того за полтора часа с лишним режиссеру не удалось до конца раскрыть все образы. Дочь Агирре в этой экспедиции была бы лишней, если бы не умерла на руках отца, что впрочем тоже ничего о ней не говорит, а только помогает нам в восприятии образа самого Агирре. Сам Агирре получился страшным - что правда, то правда - и даже убедительным, но опять-таки неинтересным.
Несмотря на все мои ехидные замечания, Полин Кейл заявляла, что именно из "Агирре" потом вырос "Апокалипсис сегодня" Копполы. (Полин Кейл, оказывается, считалась самым влиятельным критиком на планете.) Так что оставим фильм в покое и перейдем к следующему.

"Носферату, призрак ночи" (1978)















Каких только нет фильмов о вампирах. Достаточно вспомнить "Носферату. Симфония ужаса" (1922) Мурнау. И вспомнить его надо, потому что Херцог испытывал явное влияние Мурнау,
и это заметно. Хотя и индивидуальный подход Херцога тоже не скрыт от глаз зрителей.
Если по порядку, то я должна сказать, что это очередная экранизация романа Брэма Стокера "Дракула" (сюжет до боли знакомый, так что пересказывать не буду), но экранизация очень вольная. Здесь нет Ван Хельсинга, по крайней мере того Ван Хельсинга, которого описывал Стокер и которого мы привыкли видеть в разных интерпретациях и разных исполнениях. Здесь доктор Ван Хельсинг скептический старик, доктор в прямом смысле этого слова, человек, который почитает науку, хотя и не понятно, что он имеет в виду, когда говорит "наука", и не верит в вампиров.
Здесь Томас Ренфилд почему-то стал боссом Джнотана Харпера. Причем с самого начала он был под влиянием Носферату, так что даже складывается впечатление, что он специально отправил Джонатана в Румынию, как бы на съедение.
Здесь Мина, которая была главной героиней романа, почему-то отброшена на третий план. Она подруга Джонатана и присматривает за Люси, пока Джонатан в командировке, иными словами ни коим образом не участвует в развитии событий, да еще и умудряется погибнуть в конце.
Здесь главная героиня Люси, которая, собственно, и убивает Носферату, В каком-то объеденном молью трактате она прочитала, что если женщина, чистая сердцем, продержит в своих объятиях вампира до утра, тот погибнет. Черта с два. Я прочитала несколько книг о вампирах, и нигде не было такого способа уничтожения. Библия, святая вода, осиновый кол, чеснок - еще куда ни шло. Но какая еще женщина, и почему Люси так уверена, что она чиста сердцем?
В конце фильма город наполняется трупами и крысами. Символика крыс здесь тоже непонятна. Вампир ассоциируется с летучей мышью, иногда волком, и даже драконом, но при чем тут крысы?! Это же не роман Камю!
Все это очень спорно, и я бы продолжала бы поливать своим праведным гневом этот фильм, если бы не одно но. Херцог по-своему закончил историю и этим дал понять, что история его Носферату, в принципе, не имеет ничего общего с произведением Стокера. В его истории Носферату погибает в объятиях Люси. Люси тоже погибает. Но Джонатан, которого незадолго до этого укусил Носферату, и которого спас от смерти доктор Ван Хельсинг, сам превращается в вампира.
Херцог дает понять своему зрителю, что ничего еще не закончилось. И этим его история оживает с новым продолжением в воображении зрителей. Так что придираться я больше не буду.
Пара слов о Кински, поскольку этот реферат посвящается также и ему. В этом фильме, в гриме Носферату из фильма Мурнау (Эти два образа чертовски похожи, что мне не нравится. Вот Дракула Копполы был совсем другой.) он совершенно неузнаваем. Его Носферату намного более тонкий и сложный персонаж, чем Носферату того же Мурнау или того же Копполы. Этот Носферату даже ближе Дракуле Стокера, чем может показаться на первый взгляд. В романе Стокера Дракула творивший такое зло и хотевший перекусить всем человечеством, в момент своей смерти озарился умиротворением. Тем самым умиротворением, которое может желать только человек, обреченный на вечную жизнь, и вечно за счет крови других, и не имеющий не то, что права, возможности самоубийства. Эту его черту почему-то упорно игнорируют все режиссеры, кроме Вернера Хецога и Клауса Кински.

"Войцек" (1979)















Как только Херцог и Кински закончили работу над фильмом "Носферату", они уехали в Чехословакию на съемки фильма "Войцек". 
Фильм снят по незавершенной пьесе Георга Бюхнера (в Армении ее поставил театр "Эпсидон"), которую сам Херцог очень ценил. 
"Войцек" завершает трилогию Херцога о "маленьком человеке", к которой кинокритики причисляют также "Загадку Каспара Хаузера" /"Каждый за себя, а Бог против всех"/ (1974) и "Балладу о Бруно"/"Строшек"/ (1977), главную роль в которых сыграл непрофессиональный актер Бруно С.. Собственно именно он был претендентом номер один на главную роль в "Войцеке", но Хецог почему-то выбрал Кински, о чем впоследствии жалел. Хотя лично я с ним не согласна. "Войцек" мой любимый фильм Херцога из всех, что я успела посмотреть, хотя их немного, а Кински в этом фильме просто замечательный. Но, как всегда, обо всем по порядку. 
Фильм о бедном солдате Войцеке, которого вечно поучают уважаемые буржуи маленького городка, в котором они все борются за место под солнцем, а именно генерал и доктор. У Войцека есть сын от его подружки Марии. Она девушка красивая (по меркам немцев) и даже будучи матерью ребенка Войцека не считает себя его женой, хотя в принципе он содержит ее. Когда в городке появляются красавчики-гусары, Мария изменяет своему немужу с одним из них. В итоге забитый всеобщим отношением свысока и доведенный до предела предательством подруги Войцек убивает Марию.
У фильма был очень маленький бюджет, меньше миллиона немецких марок, из-за чего съемочной группе пришлось уложиться в две недели. Во время съемок Херцог использовал сложный прием: каждая сцена снималась со статичной камеры. И хотя темп пьесы небыстрый, а такой метод съемки делает его еще более медленным, по мне, "Войцек" единственный фильм Херцога, во время просмотра которого я ни на минуту не оторвалась от экрана и ни разу не поймала себя на мысли, что он скучноват. 
Видимо критики со мной были в какой-то мере согласны, потому что Ева Маттис, которая сыграла в этом фильме Марию, получила приз за лучшую женскую роль в Каннском фестивале. 

"Фицкарральдо" (1982) 















То, что этот фильм вообще вышел на экраны, уже чудо. Об одиссее "Фицкарральдо" американский режиссер Лес Бланк снял фильм "Бремя мечты" (1982), за который получил премию BAFTA имени Роберта Флаэрти. Собственно, Бланк просто присутствовал со своей камерой на съемках "Фицкарральдо" и медленно, но верно снимал долгую и мучительную историю создания этого фильма. Если честно, то история создания "Фицкарральдо" впечатлила меня намного больше, чем сам фильм. Так что в основном я буду пересказывать истории из фильма Бланка, но только после того как мы поймем, о чем речь.
Главный герой фильма - Брайан Фицджеральд, имя которого на Амазонке не могут произнести иначе, как Фицкарральдо, мечтатель и чудак. Сначала он пытался построить железную дорогу, но эта идея провалилась, потом стал вкладываться в производство льда, что тоже не имело успеха. Но главной мечтой Фицкарральдо было построить в джунглях оперный театр, на открытии которого спел бы его кумир Карузо. Каждое утро к Фицкарральдо приходят дети с просьбой поставить какую-нибудь пластинку, но вот у местной пузатой аристократии нет никакой любви к искусству. Естественно, никто не даст денег на такой спорный проект, так что Фицкарральдо не остается ничего, кроме как разбогатеть самому. Единственный способ разбогатеть - производство каучука, чем и занимаются все местные богачи. Все территории, на которых растут каучуковые деревья, уже разделены между местными каучуковыми баронами. Осталась одна только область, которую Фицкарральо покупает на деньги своей любовницы, хозяйки публичного дома Молли, которую сыграла Клаудиа Кардинале. Теперь Фицкарральдо нужен пароход, чтобы перевозить каучук. У него есть два варианта: переплыть страшные пороги, или спокойно поплыть по одной реке, а потом перетянуть пароход по горе на другую. Как говорится, мы легких путей не ищем, и Фицкарральдо следует второму пути. По дороге его команда предает его, на корабле остаются только капитан, лоцман и кок. Потом они встречают индейцев, которые соглашаются помочь Фицкарральдо перетянуть корабль через гору. Но у них свои собственные планы. Опустив корабль на воду, они отпускают его на опасные пороги, так как считают, что только магическая сила корабля сможет спасти их от злых духов, обитающих в реке.
Чудом Фицкарральдо спасается и возвращается в Икитос. Качуковые бароны посмеиваются над ним. Но он превращает свое поражение в своеобразную победу. Он продает свой корабль Дону Аквиллино и на эти деньги приглашает в Икитос оперный театр, прибывший из Италии. В конце фильма весь город аплодирует оперным певцам и Фицкарральдо, который смог купить на оставшиеся деньги фрак и самую дорогую сигару.
В сущности, этот фильм о борьбе Фицкарральдо за мечту. А съемки фильма стали борьбой за мечту для Вернера Херцога.
В роли Фицкарральдо Херцог почему-то представлял Мика Джаггера. Однако запись нового альбома не позволила артисту участвовать в съемках (хотя по другой версии Джаггер должен был играть друга Фицкарральдо, но не смог сняться в фильме, поскольку съемки затянулись). На главную роль был утвержден Джейсон Робардс. Но все оказалось не так просто. Дело в том, что в нескольких километрах от того места, где Херцог и его съемочная группа разбили свой лагерь в джунглях, шла война между Перу и Эквадором. Чтобы начать съемки режиссеру нужны были какие-то недосягаемые документы, которые он, не долго думая, подделал, причем со всеми подписями и печатями и на цветистом испанском языке.
Херцогу даже удалось уговорить местных индейцев сниматься в фильме в качестве статистов и помогать в съемках в качестве чернорабочих. Каждому индейцу он платил 3 доллара 50 центов в день, а для индейцев это была значительная сумма. Но неизвестные злоумышленники начали упорную агитационную компанию против кинематографистов. Говорили, что Херцог и его группа разоряют поля, что из-за них могут пересохнуть реки. Говорили даже, что Гитлер уничтожил какое-то индийское племя, и это тоже было по вине Херцога. Людей, которые защищали европейцев, арестовывали. Но несмотря на все это Херцог начал работу и отснял 40 процентов фильма. Вдруг Робардс заболел какой-то экзотической болезнью и вернулся в Европу. Врачи категорически запретили ему возвращаться в Латинскую Америку. Херцог тоже летит в Европу, чтобы поговорить со спонсорами. Ему просто предлагают отказаться от этой затеи, но на это Херцог сказал, что тогда он бует человеком без мечты. Не знаю на какие деньги, но съемки пришлось начать с нуля. И теперь в Икитос прилетел Клаус Кински. Работать с ним было очень сложно. Он все время скандалил из-за того, что ему не понравилась еда, или еще что-то. Страшно смотреть, как он кричит на продюсера Вальтера Саксера. С дргуой стороны Кински сразу же согласился на опасную сцену на борту парохода, с тем условием, что и Херцог будет там. Он считал, что если кто-то из них погибнет, они должны погибнуть вместе. Поднять корабль на гору тоже оказалось не так-то просто. Даже высокие технологии, прибывшие на помощь из цивилизованного мира, не смогли победить джунгли.
В фильме Бланка ясно видно, что Херцог очень расстроен. Хоть он и сохранял спокойствие, но в порыве чувств сказал, что ненавидит джунгли, и что видит в них блуд, разврат, гниение, что по его мнению это единственное место, где Бог оставил свое творение незаконченным. Эти же слова он написал в титрах в начале фильма.
Индейцы тоже не слишком радушно принимали европейцев. В фильме Бланка один из аборигенов говорит: "Почему мы должны погибать под кораблем, а он должен жить?" Во время съемок никто, конечно, не погиб, но вероятность фатального исхода была 70 процентов.
Статисты не хотели ехать на съемки, потому что их пугали тем, что европейцы убьют их и будут готовить еду на их жире. Все это было неправдой, и люди понимали это только когда попадали в лагерь съемочной группы. Людей здесь объединял футбол. Но несмотря на это Херцог настоял, чтобы европейцы и индейцы жили в разных домиках.
При всех этих обстоятельствах Херцогу не хватало только нападения враждебно настроенных индейцев. Ночью они напали на лагерь, ранили одного индейца, его жену и ребенка. Раненным повезло, потому что в лагере был хороший врач. Некоторым мужчинам-индейцам пришлось отправиться вниз по реке, чтобы выяснить отношения. Херцог опасался, что в случае если дело дойдет до драки, у всех членов съемочной группы будут большие неприятности. Но все обошлось, и съемки продолжились.
Еще одной странностью было наличие в лагере кинематографистов проституток. Херцог опасался, что если мужчины из его лагеря, пусть даже индейцы, будут ходить в соседние поселения в дома женщин, то добром это не закончится. Все это понимали, так что даже доминиканские священники посоветовали Херцогу взять в лагерь проституток.
Не поверите, но съемки "Фицкарральдо" (только съемки, я не говорю о монтаже и озвучивании) продлились 4 года! В фильме Бланка Херцог признался, что если он закончит этот фильм, он больше никогда не будет "делать кино". Естественно, он свое слово не сдержал. В другом интервью он с горечью вспоминал: "Когда ты начинаешь делать фильм, обратной дороги нет. Этот как самолет - если он уже разогнался, остановиться невозможно, приходиться взлетать. Но в любом случае самое сложное - не проблемы, а одиночество. Со мной в джунглях было больше 1000 людей, но спустя две недели никто уже не верил, что мы сможем перетащить пароход через гору, как предполагалось по сценарию. Тросы толщиной с человеческую ногу лопались от напряжения, а эта махина не сдвигалась с места. Спокойствие сохранял один я, и со мной не было никого"...
Надо сказать, что все эти мучения не прошли даром. Фильм "Фицкарральо" получил приз за лучшую режиссуру на Каннском фестивале в 1982 году, а в 1983-ом был номинирован на премию "Золотой глобус" за лучший зарубежный фильм.

После "Фицкарральдо" отношения между Херцогом и Кински усугубились. Последней каплей стал отказ Херцога помочь Кински с его проектом "Паганини". Правда, потом Кински снялся еще и в "Зеленой кобре" (1987), но потом Херцог окончательно переключился на других актеров. Он работал с такими актерами, как Николас Кейдж ("Плохой лейтенант"), Кристиан Бэйл ("Спасительный рассвет") и Тим Рот ("Непобедимый"). Кроме того он активно занялся документальным кино (например, "Встречи на краю света" - номинация на "Оскар", 2007 год).
Клаус Кински умер в 1991 году от инфаркта миокарда, оставив после себя троих детей актеров - Полу Кински, Настасью Кински и Николая Кински, а также порнографическую автобиографию "Я жажду любви". После смерти отца Пола Кински написала книгу "Устами младенца", в которой заявляла, что в детстве отец не раз подвергал ее насилью.
В 1999 году Херцог снял документальный фильм "Мой любимый враг", в котором рассказал о своих сложных отношениях с Кинки. Херцог признался, что решил пригласить Кински на роль Агирре, потому что в детстве увидел антивоенный фильм "Матери и генерал", в котором играл Кински. Один из эпизодов с участием Кински, как признался режиссер в фильме, вместе с другими обстоятельствми значительно повлиял на его выбор профессии.
Сейчас Вернеру Херцогу 72 года. Он часто шутит насчет своего возраста. В одном из своих интервью Херцог признался: "Причина, по которой я живу так долго, имея такую профессию - обычно столько не живут, исключения крайне редки – в том, что я очень открытый человек. Я открыт, я живу, и в моих картинах есть жизнь".
Ни что ж, приятно было с вами познакомиться.

1 comment:

  1. Harrah's Casino Pittsburgh - MapYRO
    Compare 오산 출장샵 historical, historic and 대전광역 출장마사지 historic Harrah's Casino Pittsburgh. Find 아산 출장샵 reviews and information for 안성 출장샵 your 의정부 출장샵 next trip to Pittsburgh. MapYRO  Rating: 2.8 · ‎8 votes

    ReplyDelete